Spisok30.ru

Список Дел №30
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич (фильм)

Кирпич (фильм)

Действие разворачивается в современной школе в южной Калифорнии. Брэндан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт) получает записку от своей бывшей девушки Эмили (Эмили Де Рэйвин) с просьбой прийти в условленное время и место для встречи. Там Брэндан получает звонок в телефонную будку: Эмили истерично пытается что-то ему сказать, сообщая несколько непонятных слов «кирпич», «таг», «фриско», «штырь», но внезапно бросает трубку. Брэндан понимает, что девушка в беде, и с помощью своего приятеля по прозвищу «Башковитый» пытается выяснить, что Эмили хотела ему сказать и что с ней случилось. Через два дня, следуя обнаруженной им в местном школьном театре записке, он приходит к сточной канаве у придорожного туннеля, где находит тело Эмили, и внезапно слышит шаги убегающего человека в темноте туннеля.

Анализируя известные ему факты, Брэндан пытается в одиночку расследовать смерть девушки. В результате он оказывается впутанным в местный преступный сговор.

В ролях [ править | править код ]

АктёрРоль
Джозеф Гордон-ЛевиттБрэндан Фрай Брэндан Фрай
Нора ЗехетнерЛора Лора
Лукас ХаасШтырь Штырь
Ноа ФлейсТаггер Таггер
Мэтт О’Лири«Башковитый» «Башковитый»
Эмили Де РэйвинЭмили Эмили
Ноа СеганДод Дод
Миган ГудКара Кара
Ричард РаундтриТруман заместитель директора Труман
Брайан Дж. УайтБрэд Бремиш Брэд Бремиш

Производство и прокат [ править | править код ]

Замысел фильма связан с увлечением Райана Джонсона «крутыми» романами Дэшила Хэммета и вдохновлённым ими фильмом братьев Коэн «Перекрёсток Миллера». Первый набросок сценария относится к 1997 году. Через шесть лет Джонсон приступил к съёмкам на средства, собранные через знакомых и родственников (приблизительно 450—500 тыс. долларов).

Съёмки проходили в Сан-Клементе (родном городе режиссёра) и заняли всего 20 дней. В плане операторской работы создатели ленты вдохновлялись фильмами Р. Поланского «Китайский квартал» и Д. Линча «Твин Пикс» [2] . Картина содержит немало оригинальных «примочек» (например, первым делом камера показывает не лицо персонажа, а его обувь) и отсылок к классическим фильмам-нуар (статуэтка наподобие мальтийского сокола в доме Штыря, заключительные слова фильма [3] ).

Монтировал фильм Джонсон у себя дома на компьютере, [4] однако в качестве монтажёра его фамилия в титрах не упоминается. Звуковую дорожку сочинил его родственник Натан Джонсон.

Прокат [ править | править код ]

В начале 2005 года «Кирпич» был показан на фестивале независимого кино «Сандэнс», где был удостоен приза за оригинальное видение. Дистрибуцией киноленты согласилась заниматься компания Focus Features.

В США фильм вышел 31 марта 2006 года на 45 экранах и собрал более 2 млн долларов; общие сборы картины достигли почти 4 млн долларов. Крайне ограниченный прокат «Кирпича» в США вызвал массовые возмущения киноманов в интернете. Фильм стал культовым среди поклонников киножанра «нуар».

В России фильм был показан на «Фестивале американского кино» в Москве 1 октября 2006 года, а 19 октября был выпущен в ограниченный прокат.

Реакция [ править | править код ]

Современные старшеклассники, которые изъясняются на жаргоне, почёрпнутом из хэмметовских романов времён Великой депрессии, главный герой, который «косит» под Богарта, многочисленные стилистические ухищрения — всё это способствовало тому, что в рецензиях кинокритиков на фильм часто употребляются слова «трюк» и «фокус». Роджеру Эберту вспомнилась старая пародия на гангстерские фильмы — «Багси Мэлоун» [5] . Тем не менее основная масса кинокритиков отметила многообещающий талант режиссёра-дебютанта [6] . Ниже приведены некоторые из отзывов:

    (Rolling Stone): «Ребята сталкиваются лбами и изъясняются подобно персонажам „чёрных“ романов сороковых за авторством Хэммета и Чандлера. Это всего лишь трюк, но трюк удачный» [7] . (The New York Times): «Есть нечто претенциозное, если не сказать смехотворное, в том, как неоперившиеся юнцы корчат из себя крутых парней и прожжённых красоток — они совершенно неспособны наделить их жизнью» [8] . (Village Voice): «На уроки никто не ходит, герои фильма населяют пустынные окраины города, а их родителей практически не видать. Свойственная нуарам циничность переосмыслена как метафора одиночества, неуверенности в себе и самоистребительных импульсов подросткового периода» [9] .

Награды и номинации [ править | править код ]

     — Кинофестиваль Сандэнс: Специальный приз жюри и номинация на Большой приз жюри (Райан Джонсон)  — Каталонский кинофестиваль в Ситжесе: премия «Гражданин Кейн» за лучшее режиссёрское открытие и номинация на лучший фильм (Райан Джонсон)  — две номинации на премию «Независимый дух»: премия имени Джона Кассаветиса (Райан Джонсон, Рэм Бергман, Марк Мэтис) и продюсерская премия (Рэм Бергман)

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Brick (2006) — Box Office Mojo
  2. ↑Rian’s Forum • View topic — Deleted Scenes and related questions  (неопр.) . Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  3. ↑ В финальной сцене Лора шепчет Брэндану некое слово, которое зритель не слышит, и когда Башковитый спрашивает Брэндана, что она ему сказала, Брэндан отвечает: «Грязное слово». У Хэммета точно так же заканчивается роман «Девушка с серебряными глазами».
  4. ↑Brick (2005) — Trivia — IMDb
  5. ↑Brick :: rogerebert.com :: Reviews  (неопр.) . Дата обращения: 1 апреля 2013.
  6. ↑Brick — Rotten Tomatoes  (неопр.) . Дата обращения: 1 апреля 2013.
  7. ↑Brick | Movie Reviews | Rolling Stone  (неопр.) . Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  8. ↑Joseph Gordon-Levitt Is a Teenage Bogart at Noir High in ‘Brick’ — The New York Times
  9. ↑In a Lonely Place — Page 1 — Movies — New York — Village Voice  (неопр.) . Дата обращения: 1 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.

Ссылки [ править | править код ]

      (англ.) на сайте Internet Movie Database   (англ.) на сайте allmovie

Кирпич / The Brick — фильм Райана Джонсона

Максим Бодягин

Дебютный фильм Райана Джонсона «Кирпич» (Brick) — блистательный пример безбюджетного кино. Я почему-то несколько раз откладывал просмотр и, как оказалось, совершенно зря.

Думаю, что это очень хороший фильм, а для дебюта так просто гениальный. В том числе прекрасный пример того, как «на коленке» можно сделать отличное кино.

Читайте так же:
Вентиляционные коробки для кирпича

Райан начал делать наброски сценария к «Кирпичу» в 24 года, вскоре после окончания школы киноискусств. За шесть лет работы он набирает у родственников около полумиллиона долларов, чтобы воплотить сценарий в жизнь. Лента снята всего за двадцать дней в Сан Клементе — родном городе Райана Джонсона, который на web-камерах выглядит совершенно так же, как в фильме. Действие происходит в San Clemente High School, которую заканчивал он сам. Райан смонтировал фильм на домашнем компьютере. Музыку написал его двоюродный брат Натан, фронтмен The Cinematic Underground. Помимо традиционных скрипок, пианино и трубы он использовал оригинальные инструменты типа «винофона», кухонной утвари и шкафов для хранения документов. Все эти звуки братья записали на микрофон потрёпанного Apple PowerBook.

В результате, фильм получил приз «За оригинальное видение» на знаменитом фестивале независимого кино «Сандэнс». Общие сборы картины составили почти 4 млн. US$.

Надо сказать, что «Кирпич» — замечательный пример низкобюджетной ленты, сделанной именно за счёт средств доцифровой эпохи: лихо закрученного сюжета, увлекательной и хорошо показанной истории, ярких персонажей и крепко сбитого сценария с хорошими диалогами. Джонсон сделал удивительную вещь, он снял яркий и сильный нуар на материале средней школы. Вместо страшных полицейских — администрация школы, вместо частного детектива — неглупый и не по годам циничный старшеклассник Брендан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт), ну а преступники и есть преступники, сколько бы лет им ни было.

Мэтт Дилон и Микки Рурк в фильме “Бойцовая рыбка” (Rumble Fish)

«Кирпич» полон цитат: Фрай хмурится и сутулится, как Хамфри Богарт, подростки разговаривают с крутизной героев Дэшила Хэммета, а главный наркоделец шелестит со вкрадчивостью Микки Рурка из «Бойцовой рыбки». Кстати, заместителя директора школы играет Ричард Раундтри, известный по роли чернокожего детектива Шафта в оригинальном блэксплойтейшне 1971 года, что добавляет пикантности в общую ткань повествования. Когда Брендан просит Лору просигналить длинным-коротким-длинным-коротким — это тот же знак, что использует Сэм Спейд в «Мальтийском соколе». Ну и особенно греет мою душу тот факт, что Джонсон признавался, что помимо спагетти-вестернов на его видение фильма повлиял космический нуар Синъитиро Ватанабе «Cowboy Bebop», который мне кажется лучшим в мире мультсериалом. Главный герой мультика Спайк стал источником вдохновения при создании характера Брендана и его причёски.

Фильм начинается с того, что Брендан смотрит на труп девушки, чьи золотистые локоны шевелит проточная вода (не бойтесь, спойлера не будет :-)), вытекающая из коллектора. Это Эмили, его бывшая девушка. Далее, нам рассказывают, что два дня она попросила его о помощи, успев выкрикнуть в телефонную трубку всего несколько странных слов — «кирпич», «штырь», «бедный фриско», «таг». Позже, она отрицает, что ей нужна помощь и вскоре Брендан находит её мёртвой.

При помощи своего приятеля Башковитого (в оригинале The Brain) Брендан начинает распутывать смысл этих слов, выявлять связи между ученической элитой и преступным миром, разгадывая тайну гибели Эмили. При этом, его мотивация больше, чем месть за любовь — он жаждет справедливости, хочет покарать преступников с одержимостью Бэтмена. Башковитый спрашивает его, хочет ли он помочь Эмили? Брендан лишь отрицательно качает в ответ головой. «Хочешь разбить пару голов, заслуживающих этого (crack some heads that deserve cracking)?». Возможно, соглашается Брендан.

– Хочешь драться, укурок? У меня все пять чувств работают и я выспался сегодня ночью, так что меня тут шестеро, а вас — один (Throw one at me if you want, hash head. I’ve got all five senses and I slept last night, that puts me six up on the lot of you) — говорит Брендан шестерым наркоманам, которые пытаются вступиться за последнего бойфренда Эмили перед тем, как Брендан вышибет из него дух. Он полон решимости покончить с тайнами.

При этом, крутизна Брендана вовсе не в его физической силе. Брендан Фрай — ролевая модель для любого задрота: сутулый и очкастый, но проницательный, бесстрашный и не боящийся боли. Бессмысленно рассказывать о всех изгибах сюжета, которые предстоит ему распутать на пути к финалу, но, поверьте, фильм дарит множество неожиданностей. Почти два часа пролетают на одном дыхании. Отличное кино.

Кирпич (фильм)

«Кирпич» (англ.  Brick ) — детективный триллер режиссёра-дебютанта Райана Джонсона, снятый в жанре неонуар.

Содержание

Сюжет [ править ]

Действие разворачивается в современной школе в Южной Калифорнии. Брэндан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт) получает записку от своей бывшей девушки Эмили (Эмили Де Рэйвин) с просьбой прийти в условленное время и место для встречи. Там Брэндан получает звонок в телефонную будку: Эмили истерично пытается что-то ему сказать, сообщая несколько непонятных слов «кирпич», «таг», «фриско», «штырь», но внезапно бросает трубку. Брэндан понимает, что девушка в беде, и с помощью своего приятеля по прозвищу «Башковитый» пытается выяснить, что Эмили хотела ему сказать и что с ней случилось. Через два дня, следуя обнаруженной им в местном школьном театре записке, он приходит к сточной канаве у придорожного туннеля, где находит тело Эмили, и внезапно слышит шаги убегающего человека в темноте туннеля.

Анализируя известные ему факты, Брэндан пытается в одиночку расследовать смерть девушки. В результате он оказывается впутанным в местный преступный сговор.

В ролях [ править ]

АктёрРоль
Джозеф Гордон-ЛевиттБрэндан Фрай Брэндан Фрай
Нора ЗехетнерЛора Лора
Лукас ХаасШтырь Штырь
Ной ФлейссТаггер Таггер
Мэтт О’Лири«Башковитый» «Башковитый»
Эмили Де РэйвинЭмили Эмили
Ноа СеганДод Дод
Миган ГудКара Кара
Ричард РаундтриТруман заместитель директора Труман
Брайан Дж. УайтБрэд Бремиш Брэд Бремиш

Производство и прокат [ править ]

Замысел «Кирпича» связан с увлечением Райана Джонсона «крутыми» романами Дэшила Хэммета и вдохновлённым ими фильмом братьев Коэн «Перекрёсток Миллера». Первый набросок сценария относится к 1997 году. Через шесть лет Джонсон приступил к съёмкам на средства, собранные через знакомых и родственников (приблизительно 450—500 тыс. долларов).

Читайте так же:
Огнеупорный кирпич его размеры

Съёмки проходили в Сан-Клементе (родном городе режиссёра) и заняли всего 20 дней. В плане операторской работы создатели ленты вдохновлялись фильмами Р. Поланского «Китайский квартал» и Д. Линча «Твин Пикс» [2] . Картина содержит немало оригинальных «примочек» (например, первым делом камера показывает не лицо персонажа, а его обувь) и отсылок к классическим фильмам-нуар (статуэтка наподобие мальтийского сокола в доме Штыря, заключительные слова фильма [3] ).

Монтировал фильм Джонсон у себя дома на компьютере, [4] однако в качестве монтажёра его фамилия в титрах не упоминается. Звуковую дорожку сочинил его родственник Натан Джонсон.

Прокат [ править ]

В начале 2005 года «Кирпич» был показан на фестивале независимого кино «Сандэнс», где был удостоен приза за оригинальное видение. Дистрибуцией киноленты согласилась заниматься компания Focus Features.

В США фильм вышел 31 марта 2006 года на 45 экранах и собрал более 2 млн долларов; общие сборы картины достигли почти 4 млн долларов. Крайне ограниченный прокат «Кирпича» в США вызвал массовые возмущения киноманов в интернете. Фильм стал культовым среди поклонников киножанра «нуар».

В России фильм был показан на «Фестивале американского кино» в Москве 1 октября 2006 года, а 19 октября был выпущен в ограниченный прокат.

Реакция [ править ]

Современные старшеклассники, которые изъясняются на жаргоне, почерпнутом из хэмметовских романов времён Великой депрессии, главный герой, который «косит» под Богарта, многочисленные стилистические ухищрения — всё это способствовало тому, что в рецензиях кинокритиков на фильм часто употребляются слова «трюк» и «фокус». Роджеру Эберту вспомнилась старая пародия на гангстерские фильмы — «Багси Мэлоун» [5] . Тем не менее основная масса кинокритиков отметила многообещающий талант режиссёра-дебютанта [6] . Ниже приведены некоторые из отзывов:

  • Питер Трэверс (Rolling Stone): «Ребята сталкиваются лбами и изъясняются подобно персонажам „чёрных“ романов сороковых за авторством Хэммета и Чандлера. Это всего лишь трюк, но трюк удачный» [7] .
  • Стивен Холден (The New York Times): «Есть нечто претенциозное, если не сказать смехотворное, в том, как неоперившиеся юнцы корчат из себя крутых парней и прожжённых красоток — они совершенно неспособны наделить их жизнью» [8] .
  • Майкл Аткинсон (Village Voice): «На уроки никто не ходит, герои фильма населяют пустынные окраины города, а их родителей практически не видать. Свойственная нуарам циничность переосмыслена как метафора одиночества, неуверенности в себе и самоистребительных импульсов подросткового периода» [9] .

Награды и номинации [ править ]

  • 2005 — Кинофестиваль Сандэнс: Специальный приз жюри и номинация на Большой приз жюри (Райан Джонсон)
  • 2006 — Каталонский кинофестиваль в Ситжесе: премия «Гражданин Кейн» за лучшее режиссёрское открытие и номинация на лучший фильм (Райан Джонсон)
  • 2006 — две номинации на премию «Независимый дух»: премия имени Джона Кассаветиса (Райан Джонсон, Рэм Бергман, Марк Мэтис) и продюсерская премия (Рэм Бергман)

Примечания [ править ]

  1. ↑Brick (2006) — Box Office Mojo
  2. ↑Rian’s Forum • View topic — Deleted Scenes and related questions. Проверено 1 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  3. ↑ В финальной сцене Лора шепчет Брэндану некое слово, которое зритель не слышит, и когда Башковитый спрашивает Брэндана, что она ему сказала, Брэндан отвечает: «Грязное слово». У Хэммета точно так же заканчивается роман «Девушка с серебряными глазами».
  4. ↑Brick (2005) — Trivia — IMDb
  5. ↑Brick :: rogerebert.com :: Reviews. Проверено 1 апреля 2013.
  6. ↑Brick — Rotten Tomatoes. Проверено 1 апреля 2013.
  7. ↑Brick | Movie Reviews | Rolling Stone. Проверено 1 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  8. ↑http://movies.nytimes.com/2006/03/31/movies/31bric.html?_r=0
  9. ↑In a Lonely Place — Page 1 — Movies — New York — Village Voice. Проверено 1 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.

Ссылки [ править ]

  • «Кирпич»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Кирпич  (англ.) на сайте allmovie
  • Фотографии со съёмочной площадки фильма

Дух и плоть нуара (рецензия на фильм «Кирпич»)

Сидни Поллак однажды сказал: «Что такое нуар? Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами». И все-таки я попытаюсь выразить, по крайней мере, то, что меня так цепляет в стилистке нуара.
Пожалуй, стоит прояснить значение терминов. Классический film noir – это жанр американского кино 40-50х годов, которое представляет собой мрачную рецепцию «крутого детектива», хотя граница между ними условна. Наиболее известными авторами «крутого детектива» были Рэймонд Чандлер (автор серии рассказов и сценариев о детективе Филиппе Марлоу) и Дэшил Хэммет (известный по таким книгам как «Мальтийский сокол», «Кровавая жатва», «Стеклянный ключ»): именно их герои сменили в 30-40е годы классического детектива, пользующегося логикой умозаключений. Как отмечает Жижек, это был серьезный поворот в трактовке детектива. «Крутой» сыщик лишен дистанции к событиям, его рассказ идет почти всегда от первого лица. Именно поэтому в таком детективе представлена «диалектика активного героя, вовлеченного в кошмарную игру, реальные ставки которой ему неизвестны». К наиболее едва ли не легендарным представителям этого кино относятся «Мальтийский сокол» и «Асфальтовые джунгли» Хьюстона, «Тень сомнения» и «Дурная слава» Хичкока, «Мертв по прибытии» Мате, «Целуй меня насмерть» Олдрича, фильмы Орсона Уэллса и Фрица Ланга.

film_noir_thethirdman

fast-film-noir-30421-300

Классический film noir очень быстро сошел на нет: его убили собственная предсказуемость, маккартизм, цвет и развлекательное кино (начиная с конца 40-х, в Америке переживают бум такие жанры как псевдоисторический пеплум, мюзикл и романтическая комедия). Однако, начиная с 70х годов, ряд режиссеров вновь обращаются и к стилистке нуара, и к его сюжетике (вновь возникает на экране Филипп Марлоу и герои точь-в-точь похожие на персонажей Хэммета). С этого периода возникает путаница: одни и те же фильмы причисляют то к нео-нуару, то к пост-нуару. В каком-то смысле различие между ними не принципиально, и все же я считаю, следует его провести. Дело в том, что поскольку нуар – это прежде всего стиль, а не жанр, крайне неверно делить нео- и пост-нуар сугубо временным рамками. Для меня нео-нуар не ограничивается коротким периодом 70х.
Нео-нуар – это и есть суть нуара, но без его зауженных клише. В своем выражении мрачных и гнетущих реалий, пропитанных подозрением и бессилием, режиссеры классического нуара к сожалению были очень сильно ограничены – прежде всего Кодексом Хейса. Фактически этот этический кодекс исключал какое-либо серьезное обращение к негативным и морально амбивалентным темам. Нео-нуар – это и есть реализация нуара в новых условиях, среди которых не только большая свобода от идеологии, но и другая социальная ситуация (с массовым ростом растерянности, пессимизма и паранойи). Выделив эту тонкую теневую сущность нуара, режиссеры смогли перенести ее на другие жанры. Так, например, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и «Эквилибриум» Уиммера демонстрируют синтез нуара с научной фантастикой, «Секреты Лос-Анджелеса» Хэнсона – с полицейской историей, «Город грехов» – с комиксом, а «Город бога» – с социальной драмой. В «Основном инстинкте» Верхувена использует элементы софт-порно, в «Вороне» или «Темном города» Пройаса в нуар вплетается мистика, а в «Роковой женщине» — сюрреалистические мотивы. Стоит также упомянуть сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча, в котором нуарная атмосфера вмещает в себя отсылки практически ко всем жанрам. Собственно лучше всего о подобной пластичности нео-нуара и его свободе от содержательных клише говорит тот факт, что невозможно назвать эталоны (как с классическим film noir), хотя действительно удачных примеров и не так много. Прелесть нео-нуара в том, что больше нет готовых рецептов: чтобы фильм получился, приходится начинать с самого начала. Последнее хорошо видно на сравнении ранних и поздних фильмов одних и тех же режиссеров. Сравните, например, «Китайский квартал» (1974) Романа Полански и «Таксист» (1976) Скорсезе, которые открывают эпоху нео-нуара, с «Призраком» и «Островом проклятых» (оба 2009).
Пост-нуар для меня – это уже переосмысление самих канонов нуара. Оно может происходить как в иронической или откровенно пародийной форме, так и в серьезных попытках расширить границы трактовок. Примерами первого рода являются «Гудзонский ястреб» Лемана, «Кто подставил кролика Роджера?» Земекиса или ранние работы Коэнов, в т.ч. «Просто как кровь» и «Большой Лебовски». К примерам второго рода я бы отнес фильмы, где происходит радикальная переинтерпретация позиции детектива, роковой женщины или объективного зла. Это, например, фильм Алана Паркера «Сердце ангела», где сам детектив оказывается преступником, или «Транс» Дэнни Бойла, где роковая женщина обретает черты настоящего героя. В качестве других примеров можно упомянуть «Семь» Финчера, «Олдбой» Пак Чхан Ука или «Обычные подозреваемые» Сингера.

Читайте так же:
Золотой кирпич 6 букв

233977

Фильм «Кирпич» несмотря на непохожесть, я отношу к нео-нуару, причем едва ли не эталонному. В «Кирпиче» Джонсона мы так же видим нуар с совершенно внешним элементом: в данном случае преобразуемым материалом оказывается подростковая драма. При этом Джонсон перевернул с ног на голову практически все формальные характеристики нуара и все равно получил очень красивый, мрачноватый и печальный детектив. Так вместо ночного дождливого города с ярким освещением мы видим калифорнийский одноэтажный пригород под серым зимним небом. Вместо переулков – открытые пустынные площадки парковок и футбольных полей. Вместо прожженных преступников золотая молодежь и мелкий криминал. А вместо крутого детектива – рано повзрослевший подросток с характером. Причем герой, отлично сыгранный Гордоном-Левиттом, вызывает любовь и уважение с первых минут фильма. Он действительно крут не за счет внешних эффектов (драк и успеха у женщин), а за счет работы ума и удивительной силы своего характера. При всех минусах именно такой линейно-напористый характер остается эталоном мужественности. И в этом классика не то, что уступает, а иногда просто отсутствует как соперник. Я, например, когда смотрю на Хамфри Богарта, то вижу скорее кого-то похожего на Вуди Аллена, а не на Кэрри Гранта. Мне очень сложно соотносить его внешность с образом немногословного и решительного детектива. Станислав Зельвенский в своей рецензии на «Кирпич» тоже иронизирует над этим: «Принятая в нуаре степень условности — когда Богарт, метр в кепке, укладывал красавицу в постель движением бровей и пощечиной отправлял громилу в нокаут, — романтизм нуара, его ребячливость очень быстро исчерпали себя, оказались абсолютно неконвертируемы». Хотя я и не согласен с его идеей о том, что нуар умер в младенчестве. Скорее, смерть классического нуара и была условием воскрешения самого духа нуара. В этом переворачивании школьник в очках, который любит читать книги и есть свои бутерброды в одиночку на заднем дворе школы, оказывается на порядок интереснее шляпы, плаща и квадратного лица.

brick-movie-still

И хотя все это происходит с подростками, в фильме нет и намека на ироничное или снисходительное к ним отношение. Детективная история выстроена великолепно: вместе с новыми фактами растет и число вопросов, а интрига сохраняется до финальной сцены. Хочется отметить также отличную операторскую работу. Между большими планами с практически пустыми пространствами и фокусом на говорящих деталях (ботинки, тлеющая сигарета, браслет на руке, сжатые кулаки, пряжка ремня, стекла очков) возникает своего рода напряжение, поддерживающее атмосферу до последнего кадра. В эту атмосферу удачно вписалась и музыка Нэйтана Джонсона. И если сюжет Райана Джонсона – это точное выражение духа нуара, то визуальная и звуковая сторона фильма дают этому духу плоть. Ту самую нервно подрагивающую, настойчиво врывающуюся в обыденные реалии, словно тик измученного сложным выбором лица, субстанцию нуара, которую ни с чем не спутать.

Собственно некоторая искусственность сюжета и пейзажа, в коих совершенно отсутствуют взрослые – это прием для того, чтобы показать внутреннее состояние. Для подростков взрослые – это другой мир, лишь по касательной связанный с их миром. Более того, пустые пространства, как отмечает Майкл Аткинсон, это «метафора одиночества, неуверенности в себе и самоистребительных импульсов подросткового периода». Возможно именно поэтому в «Кирпиче» сразу три женских персонажа, так или иначе, воплощающих в себе и корень зла, и жертву одновременно. Каждая из них ведет двойную игру, хотя и не обязательно со злым умыслом. Дабы не лишить удовольствия тех, кто еще не видел этот фильм, я не буду разбирать персонажей фильма. Обращу внимание только на одну деталь: музыкальная тема Кары и ее макияж указывают на какой-то японский сюжет, но и Лора, одетая в красное кимоно, на вечеринке исполняет фрагмент из оперы «Микадо» Гилберта. Эта опера мало известна у нас, но считается классикой в англоязычной культуре. Комический сюжет «Микадо» был направлен на высмеивание английских реалий конца 19 века. Гилберт Кийт Честертон напишет об опере: «Гилберт обнажил все язвы современной Англии так, что они буквально кровоточат. Едва ли в «Микадо» есть хоть одна шутка, которая относится к Японии, но все шутки не в бровь, а в глаз бьют по Англии». В фильме «Кирпич» тоже можно разглядеть критику современного общества, в котором искусственно нагнетается идеология успеха, четко делящая людей на сливки общества и аутсайдеров. Но, конечно же, как всякий нуар это прежде всего история одного героя. История столкновения со злом, непростых выборов и боли, которую приносят последствия. История героя, который любой ценой выяснит, что произошло с Эмили Костич. Так что если вам все еще интересно, причем тут кирпич и так ли интересен главный герой, я вам рекомендую посмотреть этот фильм.

Читайте так же:
Как исправить кирпич fly

Джедай вкрутую: Как снимает Райан Джонсон — режиссер «Кирпича» и «Петли времени»

28 ноября в российский прокат выходит фильм «Достать ножи» Райана Джонсона — ироничный детектив о смерти 85-летнего писателя Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) и расследовании его кончины на фоне борьбы за наследство среди его многочисленных потомков. Райан Джонсон — весьма примечательный американский постановщик, проделавший длинный путь от умника с фестиваля Sundance до режиссера самых визуально изобретательных «Звездных войн». Редактор сайта Алексей Филиппов погрузился в творчество Джонсона, чтобы разобраться, как устроены его фильмы с сюрпризами.

Райан Джонсон привлек к себе внимание еще дебютным школьным нуаром «Кирпич» (2005), который на фестивале Sundance получил приз с формулировкой «Оригинальное видение». Это словосочетание максимально точно описывает все пять его полнометражных картин и не только: за культовым «Кирпичом» последовала авантюрная комедия «Братья Блум» (2008), наиболее незамеченная в его фильмографии и во многом недооцененная, сай-фай «Петля времени» (2012), две самые обсуждаемые серии «Во все тяжкие» — знаменитый эпизод с мухой (третий сезон, десятая серия, 2012) и «Озимандия» (пятый сезон, 14 серия, 2013), — а также вызвавшие много фанатских споров «Последние джедаи» (2017). И вот Джонсон возвращается в уютное кресло непростого детектива, чтобы снова сыграть с жанровой условностью. Достать ножи, будем препарировать режиссерский стиль.

Хай-концепт

Добрая половина обаяния Райана Джонсона и его фильмов заключается в том, что режиссер никогда не играет по правилам, хотя всегда работает с узнаваемыми конструкциями жанров, стилей и даже киновселенных. Проще говоря, он мастер хай-концептов — то есть увлекательных небанальных идей, которые можно легко сформулировать в одной строчке.

  • В «Кирпиче» Джонсон берет классические тропы и типажи фильмов-нуар и переносит их в декорации старшей школы, где подросткам на пороге взрослой жизни романтическое отчаяние этого стиля, расцветшего в (пред)военное время, оказалось невероятно к лицу. Так, недоверчивый детектив-одиночка, каких много сыграл Хамфри Богарт, превратился в скептичного старшеклассника с печальной личной жизнью; роковая женщина — в загадочную красавицу из первых девочек школы; выразительный антагонист — в сутулого юношу по прозвищу Штырь (Лукас Хаас), который предпочитает везде сидеть в свете торшера — даже в автомобиле; безмолвствующий обычно закон — в заместителя директора школы с показательным именем Гарри Трумэн.
  • В «Братьях Блум» авантюрный сюжет, наследующий одновременно плутовским романам и фильмам-ограблениям, становится поводом для размышления о близости (братской или любовной) и влиянии искусства на жизнь (и наоборот).
  • В «Петле времени» — остроумном сай-фае о путешествиях во времени — Джонсон совмещает классический сюжет о предотвращении чего-то посредством вмешательства в прошлое с установкой, что насилие (перемены) могут вести только к воспроизведению насилия.
  • В «Последних джедаях» — наименее авторском проекте Джонсона и наиболее авторском фильме в киновселенной «Звездных войн» — режиссер богато иллюстрирует мысль, что Сила живет во всем живом, то есть джедаями не рождаются, джедаями умирают, а также максимально разветвил сюжет и дегероизировал добрых космических самураев.
  • В «Достать ножи» ключевым вызовом Райана Джонсона было примирить детективную традицию Агаты Кристи и формулу напряжения Альфреда Хичкока. Хотя в большей степени он, кажется, высмеял (патриархальное) бремя богемы, пропитавшее британские сыскные сюжеты.
Безотцовщина

Несмотря на то, что деньги на съемки «Кирпича» Райану Джонсону дали родители, в его фильмографии подозрительно часто есть важный персонаж-сирота или как минимум герои без одного родителя (чаще всего — отца).

  • Брендан Фрай (Джозеф Гордон-Левитт) в «Кирпиче» живет в гордом одиночестве и разбирается с личными и криминальными неприятностями самостоятельно, встречаясь с мальчишками и девчонками, будто бы тоже не обремененными родительским вниманием (главный злодей живет с матерью, которая заботливо наливает сок криминальному мини-боссу и его юным миньонам).
  • Стивен (Марк Руффало) и Блум (Эдриан Броуди) из «Братьев Блум» выросли в приюте и сменили множество приемных семей, прежде чем выбрали заботиться друг о друге сами.
  • Джо (снова Гордон-Левитт) в «Петле времени» — сирота, чью мать-одиночку заменила мафия 2044 года, а мальчик Сид (Пирс Ганьон), которому предстоит изменить мир, растет без отца.
  • В «Звездных войнах: Последних джедаях» — хоть это и часть большой франшизы — показательно, что сиротами остается тандем ключевых персонажей. Рэй (Дэйзи Ридли) вообще не знает своих родителей, а Кайло Рен (Адам Драйвер) собственноручно (и символично) убивает отца — Хана Соло (Харрисон Форд) — в XVII эпизоде. Его мать — Лея Органа (Кэрри Фишер) — еще жива, но как мы знаем, вряд ли надолго.
  • В «Достать ножи» все начинается со смерти патриарха — автора детективов Харлана Тромби, что оставляет без родителей квартет великовозрастных балбесов, а у главной подозреваемой — уругвайской сиделки Марты Кабрера (Ана де Армас) — есть только мать, нелегально приехавшая в США.
Читайте так же:
Двп под кирпич размер
«Прожить свою жизнь», или метакино

Ключевая философема первых картин Райана Джонсона — их можно условно объединить в трилогию постмодернистского подросткового бунта — сводится к тому, что важно «прожить свою жизнь», а не быть рабом чужого сценария.

Наиболее важен этот тезис для «Братьев Блум», где один из братьев сомневается, делает ли он то, что хочет, или же вечно следует роли, которую для него придумывает старшой. Легко это сомнение спроецировать на кинематограф и искусство вообще, задавшись, например, вопросом, исполняют ли персонажи волю автора, или же способны влиять на собственную судьбу (некоторые сценаристы и писатели заявляют, что следуют за характерами героев, а не впихивают их в прокрустово ложе сюжетной канвы).

Это метаизмерение Джонсон развил в «Петле времени», где ставленник мафии из будущего Эйб (Джефф Дэниэлс), глядя на архаично модный галстук Джо, заявляет:

В результате картина, выполненная с легким прононсом французского кино и под влиянием боевиков Джона Ву и научно-фантастических лент, отказывается от удавки привычных сюжетов и предлагает главному герою свободу от привычных жанровых и человеческих судеб.

Этим Джонсон вновь напоминает о формулировке «Оригинальное видение», которая в его случае предполагает создание чего-то индивидуального («собственной жизни») в окружении жанровых и социальных условностей.

Вырваться из оков мифологических сюжетов «Звездных войн» и идеологического противоборства добра со злом пытаются и персонажи «Последних джедаев», а в «Достать ножи» покойного патриарха явно заботило, чтобы его близкие наконец зажили самостоятельно, без оглядки и поддержки его капитала и имени.

«Твин Пикс» и прочие неприятности

В дебютном «Кирпиче» Райан Джонсон оставил множество поклонов «Твин Пиксу» (1990 — 1991) Дэвида Линча. Помимо близкой обоим режиссерам атмосферы нуара в фильме фигурирует кафе «Кофе и пирог» (в оригинале — Coffee and Pie, Oh My!), напоминающее о двух маленьких слабостях агента Купера (Кайл Маклахлен), а роковую подругу Брендана зовут Лорой (Нора Зеетнер). (Помимо прочего там есть и отсылка к «С широко закрытыми глазами» Кубрика — в дизайне приглашения на вечеринку «Хэллоуин в январе».)

В «Достать ножи» вновь возникает детектив с нетрадиционным сыскным методом, а также фигурирует загадочная пожилая женщина, которую иногда в шутку сравнивают с Дамой с поленом. Кстати, в «Последних джедаях» вице-адмирала Холдо играет муза Дэвида Линча — Лора Дерн.

В остальных фильмах влияние Линча и «Твин Пикса» в частности менее очевидно, но важен сам принцип. Как старший коллега в культовом сериале, Райан Джонсон использует узнаваемые культурные коды, чтобы находить за ними реальные человеческие проблемы и неприятности, спрятанные где-то в подкорке и подсознательно транслируемые через массовую культуру. Главную потребность он сформулировал как «жить своей жизнью», а уж способов к ней прийти мировой кинематограф подарил великое множество.

Любимые фильмы Райана Джонсона:

  • «8 1/2» (1963) Феллини
  • «Бразилия» (1984) Гиллиама
  • «Фальшивка» (1973) Уэллса
  • «Амаркорд» (1973) Феллини
  • Телеверсия «Фанни и Александр» (1982) Бергмана
  • «Каникулы господина Юло» (1953) Тати
  • «Сцены из супружеской жизни» (1973) Бергмана
  • «Третий человек» (1949) Рида
  • «Плохие спят спокойно» (1960) Куросавы
  • «Вне закона» (1986) Джармуша
Героини (на героине)

Если у ревизионистского подхода Райана Джонсона и есть слабые места, так это героини. Женские типажи и характеры в его фильмах почти не повторяются, так как режиссер каждый раз использует разные жанровые матрицы, но все же оказываются более-менее функциональными. За пять фильмов он выстроил целую галерею эффектных, но довольно прикладных героинь.

Роковая Лора и почти закадровая Эмили в «Кирпиче», а также эпизодическая Кара (Миган Гуд), регулярно примеряющая маски — от девушки из группы поддержки до гейши. В «Братьях Блум» восточная линия продолжается загадочной японкой-пироманкой Бэнг-Бэнг (Ринко Кикути), которая не говорит, а только отжигает, и доморощенной «маниакальной девушкой-мечтой»Manic pixie dream girl — термин из преимущественно ромкомов, описывающий эксцентричную девушку. Та врывается в жизнь главного героя и меняет ее в лучшую сторону, — прим. ред. в исполнении Рэйчел Вайс. В «Петле времени» у жены (Сюй Цын) повзрослевшего Джо (Брюс Уиллис) вообще нет реплик (кроме показанного ему однажды среднего пальца), у стриптизерши Сьюзи (Пайпер Перабо) — две, а возникающая в середине фильма Сара воплощает сараконноровский типаж — готовая постоять за себя одиночка, влюбляющаяся в чужака, обещающего защитить ее ребенка. «Последние джедаи» населены характерными героинями в диапазоне от мудрой Леи Органы и бюрократичной Холдо до ищущей себя Рэй и печальной максималистки Роуз (Келли Мари Тэн). В «Достать ножи» Джонсон дает спектр властных и манипулятивных женщин (от строгой Джейми Ли Кертис до двуличной Тони Коллетт), однако внимание сфокусировано на чистой, как кажется, душе сиделки Марты, которая весь фильм хлопает глазами и блюет по вазам, когда вынужденно врет (правдолюбие в ней заложено биологически).

Все героини Джонсона — важная и запоминающаяся часть общего узора, но преимущественно — все же слишком декоративные.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector