Spisok30.ru

Список Дел №30
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбрать холст для масляной живописи

Как выбрать холст для масляной живописи?

Как выбрать холст для масляной живописи?

Перед начинающим художником, помимо вопроса выбора красок, стоит еще одна очень важная задача — выбор холста. Ведь правильно подобранное полотно для масляной живописи играет далеко не последнюю роль в удачном результате работы. Чем же руководствоваться и на что ориентироваться в своем выборе? В данной статье мы постараемся ответить на все ключевые вопросы, возникающие при выборе холста для рисования маслом.

В первую очередь, рассмотрим, какие же бывают холсты для живописи и в чем их различия.

Виды холстов для живописи

Виды холстов для живописи

Современные специализированные художественные магазины предлагают разнообразие холстов для различных видов живописи. У каждого их вариантов — свои особые характеристики и свойства, учитывая которые, художник может подобрать наиболее подходящий. Именно поэтому, не следует выбирать полотно наугад, не имея никакого представления о материалах и особенностях каждого из предложенных вам холстов. Ведь в результате, это может существенно омрачить дальнейший процесс рисования маслом, кроме того вы потеряете время и деньги.

В связи с этим, ниже предоставлены ключевые характеристики к различным видам холстов, которые помогут вам не растеряться среди их разнообразия и сделать правильный выбор.

Льняной холст

Пряжа льна обладает особой прочностью и надежностью, что делает такой холст идеальным вариантом для масляной живописи. Он устойчив к смене температур и влажности, а также, имеет высокий коэффициент истираемости. Нарисованные на льняном холсте картины маслом долговечны и менее подвержены деформации. Однако стоит обратить внимание на то, что льняной холст тоже может быть разного качества. Если полотно изготовлено из длинных волокон — оно является высококачественным. Если же использовалось сырье из отходов первичной обработки льна, об этом будут свидетельствовать неровности, бугорки и утолщения, которые необходимо срезать лезвием прежде чем приступать к рисованию.

Также, стоит обратить внимание и на зернистость холста. Выделяют три основных вида:

  • мелкая;
  • средняя;
  • крупная.

Для работы с детальной прорисовкой лучше использовать мелкозернистое полотно. Так называемые «универсальные» холсты со средней зернистостью лучше всего подойдут новичкам, их можно использовать для разных техник масляной живописи. Полотна с крупной зернистостью являются наилучшим вариантом для пастозной живописи, где мазки довольно крупные и увесистые. Именно такой холст способен выдержать вес краски, и не поддаться деформации.

В завершение, стоит сказать, что льняной холст по праву пользуется популярностью и имеет хорошую репутацию среди художников. Однако высокое качество сказывается и на цене. Стоимость льняного холста довольно высока, поэтому такое полотно лучше всего выбирать, когда у вас есть опыт и навыки работы с масляной живописью.

Хлопчатобумажный холст

Это один из популярных и широко распространенных вариантов. Такой холст выбирают по нескольким причинам:

  • ровная фактура благодаря тонкой нити;
  • невысокая стоимость;
  • универсальность (подходит для рисования различными материалами в разных техниках).

Однако существует и ряд недостатков, о чем, собственно говоря, и свидетельствует разница в стоимости относительно льняного холста. К ним относятся:

  • высокая подверженность деформации;
  • подвержен воздействию влаги, может гнить;
  • неустойчив к механическим повреждениям.

Данный вариант отлично подойдет новичкам, будет удобен в работе независимо от выбранной техники и стиля и не потребует существенных финансовых затрат.

Мешковина (основа)

Не всем известно, но мешковину тоже используют в качестве полотна для масляной живописи. Она подходит для рельефной пастозной живописи с ярко выраженной фактурой. Главное, о чем стоит помнить работая с мешковиной — она требует хорошей грунтовки и нежного обращения. Ведь её пряжа довольно хрупкая. Также, не стоит выбирать слишком разреженную пряжу, иначе вы рискуете потратить много сил и времени в пустую.

Это один из наименее затратных вариантов, однако подойдет далеко не для всех техник рисования масляными красками.

Синтетика

Синтетические холсты появились на рынке художественных товаров довольно недавно и еще не прошли проверки временем. Однако, даже не имея особого опыта с синтетическим волокном можно прийти к выводу, что:

  • оно не гниет;
  • очень легкое;
  • из-за отсутствия фактуры полностью гладкое.

Также, благодаря полиэстеру, данные холсты должны отличаться высокой прочностью и устойчивостью к различным внешним воздействиям. Из-за не столь давнего появления синтетических холстов, пока сложно однозначно сказать насколько они хорошо применимы в масляной живописи. Здесь, скорее, стоит попробовать и принять решение исходя из опыта.

Бумага или картон

Эти материалы можно отнести к ряду самых доступных, но и самых недолговечных. Прогрунтованный картон вполне сойдет за холст и довольно часто используется художниками. Бумага же слишком впитывает влагу из краски и не подходит для масляной живописи.

Комбинированный холст

Он представляет собой сочетание нитей из разного материала. Например, хлопок-лен либо хлопок-синтетика. Лично я не пользуюсь данным видом холстов, поскольку считаю их непредсказуемыми. Ведь каждый материал имеет свои собственные особенности и характеристики, а в сочетании трудно предугадать насколько прочным, долговечным и устойчивым к механическим повреждениям он в результате окажется.

Как выбрать холст под масло?

Как выбрать холст под масло

Ознакомившись с разновидностями художественных холстов, пришло время выяснить, какие же из них подходят для масляной живописи. В первую очередь, стоит отметить, что выделить один отдельный вид холста как наиболее подходящий для масляной живописи не совсем возможно. Ведь многое зависит от задачи, которую перед собой ставит художник. Однозначно можно сказать, что льняной и хлопчатобумажный холсты точно подойдут для масла. Остальные — в зависимости от техники рисования. Ну а синтетические холсты вообще на данный момент проходят этап тестирования, в связи с чем еще нет достаточного количества необходимой для выбора информации.

Исходя из вышесказанного, может возникнуть вопрос: «Выбор холста определяет технику и способ написания картины?». В определенной степени — да. Но тут, скорее, дело обстоит наоборот. Приступая к выбору холста, желательно понимать, что и в какой технике вы собираетесь рисовать маслом. Ведь крупные пастозные мазки прекрасно смотрятся на мешковине, детальная прорисовка любит гладкую мелкозернистую поверхность, большие полотна требуют крепкого материала, чтобы в будущем не провисали.

Читайте так же:
Грунтовка тифенгрунд кнауф для чего

Начинающему художнику стоит остановить выбор на хлопчатобумажных холстах, а также, полотнах из мешковины или картона. Если же вы уже прочувствовали масляные краски, знаете, как они ведут себя в разных техниках и приемах, можно попробовать синтетический холст. Ну а когда вы уже четко намерены создать долговечный шедевр, тут стоит перестраховаться и приобрести надежный и проверенный холст из льна.

Холст на подрамнике или на картоне?

Это один из важных вопросов, который может возникнуть у новичка. В чем же основная разница и скажется ли это на работе? На самом деле, холст на картоне представляет собой то же, что и холст на подрамнике. Просто материал приклеен на твердую картонную основу, что делает его дешевле. Более того, такой холст уже не провиснет и не потребует перетяжки. В дальнейшем, каждый художник самостоятельно определяет, какой вариант ему подходит больше.

Какой холст выбрать:загрунтованный или нет?

Зачастую все холсты, представленные в специализированных магазинах, уже прогрунтованы и готовы к работе с масляными красками. Однако, если вам кажется, что грунта маловато, или что где-то есть пропуски, вы можете прогрунтовать его еще раз самостоятельно. В этом вам поможет специальный художественный грунт, который можно купить в том же художественном магазине, что и холст. Грунтовка нужна и в том случае, если вы делаете холст самостоятельно. Стоит отметить, что для масляной живописи подойдет как специальный грунт для масла, так и универсальный.

Итоги

Ознакомившись со всем разнообразием холстов в живописи, пора резюмировать:

  1. Прежде чем выбирать холст, желательно иметь задумку будущей картины и представление о техниках, что будут использоваться.
  2. Имеет смысл начать работу с маслом, используя менее дорогостоящие холсты.
  3. Основная разница между холстом на подрамнике и на картоне заключается в отсутствии подрамника. Это не делает холст на картоне лучше или хуже, но делает его бюджетней.
  4. Прежде чем приступать к рисованию масляными красками, убедитесь, что ваш холст прогрунтован.
  5. Каждый художник со временем сам определяет, какой вариант холста является для него наиболее оптимальным.

Надеюсь, статья помогла вам разобраться в разнообразии холстов и их основных особенностей. Если же у вас остались вопросы по данной теме, оставляйте свои комментарии либо пишите на почту alla@struchaieva.art и я постараюсь на них ответить.

Также, ниже размещено короткое видео о разновидностях холстов:

photo

Самое раннее произведение Леонардо да Винчи

Небольшая расписная плитка вызвала довольно большой переполох среди ученых арт-мира. Это потому, что некоторые ученые полагают, что недавно обнаруженная работа – это самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи.

photo

Интересные факты о живописи

Картина хранит в себе тайны создателя. Порой нам удается их разгадать, но многие из них продолжают быть загадками, либо же просто остаются незамеченными.

Struchaieva Art

Новости

Struchaieva Art на выставке «Абстракции»

ХО Национального союза художников Украины проводит выставку нефигуративного искусства «Абстракции», где представлены работы современных украинских художников.

Техника письма по грунтам

Клеевой грунт.Клеевые грунта состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и не­сложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смеши­ванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грун­ты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные крас­ки, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели па холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот де­фект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверх­ность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из рав­ных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом. Долговременная практика применения клеевых грунтов многими по­колениями художников подтвердила превосходную сохранность выпол­ненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям ма­стеров пейзажной живописи прошлых столетий, па этих грунтах пред­почитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов. Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, на­чиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным по­строением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя извест­ное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи.

Эмудьсионный грунт.Эмульсионные грунты, хотя и являются весьма распростра­ненными в наше время, обладают целым рядом очень существенных недостатков, особенно грунты фабричного изготовления. Для них харак­терно непрочное сцепление красочного слоя с грунтом и самого грунта с проклеенным холстом; сильное впитывание масла из красок и вы­зываемое этим обезмасливание красок и их пожухание; краски на этих грунтах быстро утрачивают свою звучность, глубину и красоту цпета. Такие качества объясняются не столько самими свойствами эмульсион­ных грунтов, сколько применением при их изготовлении недостаточно качественных материалов, но отвечающих требованиям сохранности жи­вописи, упущениями, часто допускаемыми в процессе изготовления этих грунтов. Частое применение обыкновенного масла вместо облагорожен­ного и уплотненного, замена свинцовых белил цинковыми, несовершен­ство приготовления эмульсий, недостаточное выдерживание загрунто­ванных холстов — все это приводит к тому, что живопись, выполняемая на подобных грунтах, довольно быстро изменяет свой первоначальный колорит, приобретающий общее серовато-грязное тональное звучание, при котором краски становятся жухлыми.

Маслянные грунты представляют собой систему, состоящую из; проклейки холста водным раствором животного клея и нескольких (1 — 3) слоев масляных, лучше всего свинцовых, белил.Грунты этого вида применялись западноевропейскими живописцами; с начала возникновения масляной и масляно-лаковой живописи. На них писали многие русские художники XVIII века, особенно часто ими поль­зовались русские живописцы второй половины ХТХ и начала XX веков, в частности Айвазовский, Репин, Крамской, Левитан, Нестеров, Поленов.Масляные грунты для холста, выполненные надлежащим образом из качественных материалов с соблюдением необходимых технологических особенностей, представляют собой хорошую основу для масляной жи­вописи.Приготовить самому масляную грунтовку на холсте несложно, но важно помнить условия, при которых получится вполне качественный грунт. Проклейку надо наносить очень тонким, ровным слоем, употреб­ляя животные клеи средней крепости. Для мелкозернистого, плотного льняного холста вполне достаточно одной проклейки; для среднезерни-стых, менее плотных холстов требуются две проклейки, наносимые воз­можно более тонким слоем. Как уже отмечалось, перегрузка холста клеем при любом виде грунта недопустима. Она особенно опасна в мас­ляных грунтах, так как в сильнейшей степени способствует жесткости, хрупкости и ломкости грунтового покрытия и приводит к его растре­скиванию и разрушению.При покрытии проклеенного холста свинцовыми масляными белила­ми или свинцово-цинковыми белилами их следует стирать на хорошо уплотненном, отбеленном, выдержанном длительное время на солнце подсолнечном или ореховом масле. Пленки этих масел впоследствии почти не желтеют.Масляную краску наносят на холст очень тонким, ровным слоем, предварительно разбавив пасту краски уайт-спиритом или отбеленным на солнце маслом, смешанным в равной части с мастиксовым или даммар-ным лаком.Для плотных мелкозернистых холстов достаточно одного слоя мас­ляной краски, для среднезернистых, менее плотных, требуются два слоя, причем второй наносят только после полного просыхания первого в течение 10—12 суток.Просушивание холстов с масляным грунтом требует не менее 1,5— 2 месяцев, если они загрунтованы свинцовыми или свинцрво-ципковыми белилами. В тех случаях, когда для грунтовки применялись масляные цинковые белила, холсты следует просушивать и выдерживать не менее 5—6 месяцев.Прежде чем работать на холсте, поверхность масляного грунта под­вергают специальной механической или химической обработке, которая заключается в частичном удалении и разрушении поверхностного слоя масляной пленки белил.Наилучший способ удаления этой пленки — шлифовка поверхностного слоя грунта мелким порошком абразива или мелкой шкуркой. Сошли-фованная поверхность должна быть совершенно ровной и матовой. Пе­ред самым началом живописи на этом грунте его протирают еще мас-дяным лаком или облагороженным, уплотненным на солнце маслом. \ как только его пленка начнет давать отлип, можно писать по грунту красками. В этом случае адгезия красок с грунтом будет наилучшей.Масляные грунты имеют склонность к растрескиванию, иногда дают сильное отслаивание и осыпание красок. Объясняется это только тем, что художник не обрабатывал соответствующим образом их поверхность перед началом живописи и адгезия красок с грунтом оказалась крайне незначительна.

Читайте так же:
Грунтовка цинковая ликви моли

Приготовление клея.Столярный клей приходится варить. Для этого нужна специальная клеянка. Она состоит из двух сосудов: меньший вставлен в больший и не касается его дна. Клей кладут в меньший сосуд, а в больший наливают воду. При подогреве сосуд с клеем соприкасается не с огнем, а только с горячей водой. Благодаря этому клей не подгорает и не прилипает ко дну. Самодельную клеянку легко изготовить из двух консервных банок. Меньшую банку обматывают ниже ободка проволокой, делая с двух сторон отводы. Этими отводами банка держится «на весу» в другой, большей банке. Один из отводов служит также рукояткой.Чтобы развести плитку столярного клея, ее, завернув в тряпку, разбивают молотком на мелкие кусочки.Кусочки клея кладут в клеянку (в меньший сосуд) и заливают водой комнатной температуры так, чтобы она слегка покрывала клей. До следующего дня клей размокает в воде (на это требуется 8—12 часов), после чего его можно варить. В большой сосуд до половины наливают воду, вставляют в него меньший, с клеем, и помещают клеянку на огонь.Удобно пользоваться для этой цели электрической плиткой. Если клей варится на примусе, не надо давать слишком сильное пламя.Клей варят до тех пор, пока он весь не растворится в воде и не превратится в однородную жидкую массу. Нельзя допускать, чтобы клей кипел, так как после кипения он хуже клеит. Готовый клей не должен быть слишком густым. Если опустить в него и затем вынуть палочку, то клей должен медленно стекать с нее непрерывной струйкой, а не падать крупными каплями. В густой клей во время варки добавляют воды.Столярный клей боится сырости, он разбухает от влаги. Когда приходится им клеить, например, плавающие модели, то в горячий клей надо добавить до одной четверти натуральной олифы или льняного масла. Тогда клей будет водоустойчив.Столярным клеем пользуются, когда он горячий. Каждый раз перед началом работы его подогревают. Но при частом разогреве клей теряет свои клеящие качества. Поэтому не следует за один раз разводить много клея. Кроме того, следует учесть и то, что в железном сосуде клей быстро темнеет, приобретает грязный вид. Лучшие клеянки — медные.Оставляя клей в клеянке, его заливают сверху тонким слоем холодной воды и хранят в прохладном месте не более 2—3 дней. Перед разогреванием клея воду сливают.Клей нельзя хранить в клеянке продолжительное время: он загнивает. Предупредить загнивание можно добавлением небольшого количества формалина.Немножко жидкого столярного клея добавляют иногда к клейстеру или к вишневому клею для большей прочности склеивания.

Приготовление грунта.Грунтом принято называть первый слой покрытия, нанесенный на тот или иной материал, предназначенный для живописи и лежащий непосредственно под красочным слоем.Качество грунта имеет большое значение для живописи: прочный и эластичный грунт сохраняет произведение от разрушений и гибели; поверхность грунта должна сохранять фактуру холста, равномерно и незначительно впитывать связующее красок.Цели нанесения грунта:Закрыть поры материала, придать поверхности однородную плотность и впитывающую способность.Предохранить от проникновения связующих веществ красок в холст, дерево и Другие материалы, на которые нанесен грунт.Предохранить холст от вредного действия связующих веществ и способствовать нормальному просыханию красочных слоев.Придать поверхности высокие адгезионные свойства, т. е. обусловить хорошее сцепление с красочным слоем картины и устойчивость по отношению к действию сырости, воздуха и т. п.Сохранить зернистость ткани и придать поверхности тот или иной цвет в соответствии с творческим замыслом художника.Для того чтобы выполнять указанные функции, грунт должен обладать следующими основными техническими свойствами:Мягкостью и эластичностью, не растрескиваться и не осыпаться и хорошо выдерживать свертывание картины в рулон.Обладать слегка шероховатой поверхностью, т. е. средней между глянцевой и матовой, и иметь хорошо выраженную фактуру холста. Не желтеть и не темнеть, не сморщиваться и не загнивать, а также не разъедать и не разрушать холст.Незначительно, только с поверхности, впитывать связующее красок и не допускать просачивания масла в холст.Не иметь следов протекания грунта на изнанку холста.Обладать достаточной плотностью и однородной толщиной и при рассмотрении на просвет не иметь не загрунтованных отверстий.Должен способствовать просыханию красочного слоя и быть хорошо просушенным при обыкновенной комнатной температуре.

Читайте так же:
Грунтовка типа unis универсальная

Грунтовка.Первый слой грунта лучше наносить одной эмульсией без пигмента, второй с небольшим количеством пигмента, а третий по рецептуре, т. е. с большим количеством пигмента.Пигменты придают прочность масляному красочному слою, но избыток их создает хрупкость и ломкость грунта, особенно при употреблении цинковых белил с маслом. Из пигментов рекомендуется применять бланфикс или баритовые белила, отличающиеся белизной и прочностью в клеевых и эмульсионных покрытиях. Мел и цинковые белила хороши для первых слоев грунта. Для последнего слоя грунта лучше всего подходят пигменты, быстро сохнущие и ускоряющие просыхание нижележащих слоев масляной краски. К таким пигментам относятся свинцовые белила, свишюво-цинковые белила, умбра натуральная, неаполитанская желтая и многие другие.В прошлом в этих целях художники покрывали грунт тонким слоем масляной краски, например, свинцовыми белилами, разжижая предварительно их небольшим количеством разбавителя (уайт-спиритом или скипидаром).Грунтовочная паста должна содержать в своем составе такие вещества, которые бы имели сильное сцепление с предыдущим слоем и частично растворяли его поверхностный слой.Загрунтованный холст должен быть эластичным, не растрескиваться и выдерживать растяжения при механических воздействиях, не изменяться под влиянием влаги и перемены температуры воздуха.Эмульсионный грунт справедливо считается лучшим грунтом для масляной живописи и темперы.Хорошо приготовленный эмульсионный грунт обладает всеми ценными качествами, которые необходимы для основания в живописи, чтобы обеспечить многовековую сохранность художественного произведения.Грунт, приготовленный на основе искусственной эмульсии, незначительно поддается действию сырости, гораздо эластичнее клеевых и масляных грунтов, не нуждается в прибавлении глицерина, высыхает через несколько суток и не растворяется в воде.Кроме того эмульсионный грунт обладает высокими а дгезионными свойствами:Адгезией называется способность связующих веществ (масел, смол, клеев и т. п.) закрепляться на поверхности материалов и удерживаться на ней.Различают два вида адгезии: механическую и полярную. В тех случаях, когда связующее вещество проникает в поры поверхности, на которую оно наносится, и отвердевает в них, мы имеем пример механической адгезии. Пример» полярной адгезии мы имеем в тех случаях, когда прочное сцепление и отвердевание связующего происходит не на пористой поверхности, а на гладкой, отполированной. В этом случае степень сцепления связующего с материалом, на который оно наносится, зависит от свойств и взаимодействия частиц связующего и данного материала.)к нему очень прочно прикрепляются масляные и темперные краски; он не подвергается загниванию, что влечет за собой разрушение ткани и живописи, и, наконец, эмульсионный грунт способствует нормальному просыханию красок в слоях масляной живописи.Связующим веществом грунта является преимущественно искусственная эмульсия.Несмотря на то, что эмульсии нашли широкое применение в технике, природа их еще недостаточно подробно изучена. В этом отношении необходима еще большая работа по накоплению экспериментального материала, чтобы сделать теоретические и практические выводы о природе эмульсии вообще и, в частности, ее свойствах применительно к технике живописи.Эмульсии не только не понижают качества грунтов, но придают им положительные свойства по сравнению с клеевыми и масляными.Для приготовления грунтов применяется эмульсия, состоящая из основного однородного вещества (воды) и жидкости (масла), распределенной в основном веществе в виде мельчайших капелек.Чтобы получить высококачественную и устойчивую эмульсию, длительно сохраняющую равновесное состояние, добавляют в эмульсию эмульгаторы, главным образом, клеящие вещества: желатин, казеин, рыбий клей и другие соединения, обладающие эмульгирующими свойствами.Наибольшее применение в приготовлении грунтов имеют следующие эмульсии: масляно-клеевая, яично-масляная и масляно-яично-клеевая.Перед грунтовкой обычно холст проклеивается, в зависимости от качества ткани 1—2 раза 5—8% раствором того или иного вида клея с обязательной добавкой к нему смягчителя — касторового масла, меда или в крайнем случае глицерина и небольшого количества антисептика (фенола). При применении в качестве проклейки желатина, рыбьего клея или столярного клея необходимо добавить задубливающих веществ (квасцов, хромпика и др.). Проклейку при эмульсионном грунте можно заменить лишней грунтовкой эмульсией без пигмента с очень небольшим количеством масла.

Имприматура в живописи

Имприматура — термин, используемый в живописи, для обозначения первоначального фонового цвета, который наносят на основу. Итальянский термин буквально означает «первичный, окрашенный слой», который помогает в классической живописи начинать работу со среднего тона, а затем совершать переход от темного к светлому оттенку.

Имприматура это тонкий, полупрозрачный слой цвета, который наносят на грунт перед работой для снижения впитывающей способности грунта или в качестве среднего тона для картины.

Подготовка основы

Существуют классические каноны в подготовке полотна, использовании материалов:

  • каждый предыдущий мазок масляной краски должен полностью высохнуть — от 10 до 45 дней,
  • в подготовительной работе нельзя применять сухие щетки,
  • для каждого цвета рекомендуется использовать различные кисти,
  • не стоит трогать поверхность картины руками – для этого пользуется мастихином.

Имприматура

Прозрачная или полупрозрачная имприматура содержит в составе масляные краски и разбавитель. Первые слои картины обеспечивают ценность полотна, цвет наносят гораздо позже. Примером могут служить произведения Рубенса, где фон объединяет изображения на полотне. Все темные и теневые области окрашены в красный цвет, чтобы сделать эти участки яркими, теплыми и живыми во время создания главной темы. Более современный, несколько модифицированный вариант, метод предполагает использование алкидной среды для первого слоя, который значительно ускоряет сушку, но требует опыта и навыков в работе.

Читайте так же:
Грунтовка тифенгрунд для наружных работ

Функции

Имприматура или фламандская техника первого слоя имеет несколько функций — тонизирующее уплотнение холста защищает лежащий в основе эскиз и создает легкую работоспособную почву для остальной части процесса. Каждый слой способствует построению картины, как пирамиды. Благодаря экспериментам ранних художников, в классической живописи маслом, великие живописцы оставили богатое наследие в применение цветовых составов «первого слоя»:

  • В ранних работах Тициана предпочтение отдавалось белому грунту, но с опытом мастер стал применять красную прозрачную краску, еще позже — темный тон;
  • Основу из темного шоколадного или густого черного использовал Тинторетто;
  • Секретом Веронезе является сияющая жемчужная или голубовато-серая тонировка;
  • Рембрандт много экспериментировал с основами, начиная от белой грунтовки золотистый коричневой фон на определенных областях, постепенно испробовал сочетание серой основы и темного тонального слоя, затем перешел к прозрачным темным коричневым цветам, которые стали особенностью его работ;
  • Любые тональности имприматуры можно видеть на полотнах Рубенса;
  • Опыт Эль Греко считается наиболее универсальным в живописи – создавался эскиз на белой грунтовке, который тонировался прозрачным слоем коричневой умбры, белилами моделировались формы полутонов, которые приобретали жемчужный оттенок.

Имприматура является классическим термином для обозначения полупрозрачного или прозрачного цветного слоя, используемого для создания тонированной основы для живописи. Техника Алла прима в импрессионизме и пастозные методы не требуют тонированного грунта, поэтому на определенном этапе развития живописи значение первого слоя стало неактуальным. Но в работах маслом подготовительный слой становится гармонизирующим элементом для всех верхних наслоений цвета. Если краски положены в соответствии с законами классической техники — это позволяет демонстрировать первоначальный тонированный слой в определенных участках полотна, определяет общую тональность и легкость композиции.

Преимущества

Преимуществом использования имприматуры является то, что белый грунт просвечивается через прозрачный слой и верхние полупрозрачные мазки, создавая магическую трехмерную иллюзию. Цвет первичного слоя краски зависит от композиции:

  • для полотна в сером цвете применяют аналогичный первый слой,
  • чтобы сделать холодный фон, в составе тонировки смешивают желтую охру с черным цветом в различных пропорциях,
  • для теплого тона используют красную тонировку, например, кадмий оранжевый.

Концентрация внимания

Но имприматура может наноситься частично, на определенные области или использоваться для концентрации внимания на определенных эффектах.

Чтобы подчеркнуть тени, свет и полутона:

имприматура

  • применяют темные коричневые нейтральные оттенки на белой грунтовке на нужных областях;
  • подмалевок делают умброй в тонких слоях по светлому грунту – это позволяет создавать иллюзию освещенности определенной области;
  • для создания равномерной освещенности полотна краски наносят на белую грунтовку теплого или холодного оттенка;
  • участки, предназначенные для ярких красок, остаются непокрытыми или для усиления эффекта тонируются аналогичными более насыщенными цветовыми пигментами;
  • для пейзажей рекомендуется использовать теплый красноватый прозрачный фон.

Выделение формы

Чтобы сделать выделение формы, используют традиционные составы из четырех цветов — свинцовых или титановых белил, желтой охры, красной охры и черной сажи. Правильное смешение до нейтрального серого оттенка начинается с черного и белого с добавлением желтого пигмента. Если требуется погасить зеленый цвет, в тонировку добавляют красную охру.

Живые цвета требуют присоединения реальных оттенков, которые задействованы в картине – это может быть ультрамарин, берлинская лазурь, глубокий цвет марена, красная киноварь или кадмий, желтый свинец.

Определенный цвет для каждого объекта должен просвечиваться в предыдущем слое. Для освещенных участков или воспроизведения тени используют соответственно более легкую или, наоборот, темную смесь пигментов. Иногда требуется много слоев, чтобы завершить стадию имприматуры, постепенно сужая подсвеченные и теневые области.

Грунтовка холста под масляную живопись

Автор: Артур |

Я, Артур Вуймин (1956 г.р.), художник, в основном живописец. Мои любимые жанры пейзаж, натюрморт. Хочу высказать очень кратко свое мнение о происходящем в области приобретения картин ценителями живописи и поделиться некоторым творческим опытом.

С некоторых пор стало уже навязчивой традицией, что живописная картина должна быть исполнена именно на холсте маслом. Разные виды искусства с давних пор вызывают различный интерес у их поклонников. Некоторые особо одаренные личности посвящают этому жизнь уже на профессиональном уровне. Радует то, что с недавних пор заметно расширился круг приобретателей авторских произведений искусства.

Среди них встречаются не только знающие, понимающие, опытные, мало-мальски сведущие поклонники, но и, все чаще, просто не равнодушные дилетанты. Только прошу без обид. В других видах искусства я сам порядочный дилетант. Таков сейчас наш уровень или уровень нашей культуры. Пределы понимания большинства таких ценителей это «нравится, не нравится, такое есть у одних знакомых и т.п.». И они, как правило, хотят иметь картины именно на холстах маслом. Это слово «холсты» однажды неосознанно запавшее в их сознание теперь сидит там как заноза, став критерием, эталоном. На холстах – это подлинное искусство, не на холстах – это нечто из серии «опасайтесь подделок». И такие ценители приходят к художникам за картинами уже заранее с нездоровым недоверием. Ведут разговоры, изображая компетентность, произнося для этого ключевые слова «холст, холсты, на холстах». При этом еще и поучая. А, по-моему, здесь все решает мастер, какие использовать средства в зависимости от творческих задач. Но скорее от нужды художнику-исполнителю приходится идти у таких заказчиков на поводу по принципу «за ваши деньги, любой ваш каприз».

Раньше я писал и на холстах. Холст – это ткань, сотканная из ниток, сделанных из льняных волокон. Ткани, сотканные из ниток, выполненных из волокон других растений, имеют другие названия. Подготовить правильно полотно для живописной картины маслом на тканевой основе, холсте, довольно сложно и дорого. Рейки для подрамника, на котором впоследствии будет натянут холст, должны быть из древесины хвойных пород, правильно высушенной, прямослойной, без сучков и прочих дефектов. Иначе рейки могут впоследствии искривиться, полотно деформироваться, появятся морщины. При перепадах влажности тканевая основа сильно провисает либо натягивается. Если картина очень большая, то существует склонность тканевой основы провисать от собственного веса. Далее при небрежной эксплуатации на поверхности картин могут появляться вмятины, шишки, разрывы и другие механические повреждения, возникающие при надавливании, ударах и т.п.

Читайте так же:
Грунтовка эмаль для металлических поверхностей

Дальнейшую работу по проклейке и грунтовке лучше выполнять так же самому. Это сложно. Есть опасность переклеить холст. Рецептов грунтов много. Следует строго соблюдать рецептуру выбранного состава грунта, технологию его приготовления и нанесения. Необходимо хорошо зачистить узелки и другие неровности. Готовые грунтованные фабричные холсты меня не устраивают, как и моих друзей-художников. На фабрике не зачищают узелки. А при манере тонкого письма, например как у меня, все эти пупырышки становятся видны, поблескивают, а при боковом освещении еще и отбрасывают тень. Может попасться холст с очень сильно тянущим грунтом или с плохим сцеплением с красочным слоем. Например, у некоторых известных картин И. Репина, написанных на грунтованных фабричных холстах осыпается краска. Еще неизвестно как эти грунты замешаны, перечислять можно долго.

Теперь о подрамниках. Немного истории. Сначала долгое время подрамники были жесткими неподвижными. В XVIII веке появились подвижные подрамники с клиньями, которыми можно при необходимости регулировать степень натяжения холста. Однако в XIX веке художники снова вернулись к неподвижной конструкции. Сейчас в продаже в ассортименте сплошь подвижные подрамники с клиньями, даже маленького формата размером с почтовую открытку. Думаю, здесь все просто. За дополнительные детали и столярные операции больше цена. На подвижный подрамник труднее натянуть холст. Регулировка натяжения холста с помощью клиньев малоэффективна. Гвозди, удерживающие холст, вбиты и не могут раздвигаться. Поэтому холст может быть подтянут или ослаблен только на участке в пределах узкой полоски вдоль краев по периметру шириной от края до первого гвоздя.

С появлением ДВП (древесноволокнистая плита, оргалит) появилась еще одна разновидность живописной основы. Из опыта моего личного и других художников ДВП – простая, удобная, прочная, жесткая, достаточно упругая, неприхотливая, уже готовая к применению, дешевая, доступная, всегда в продаже основа. Картины, написанные на прочной жесткой основе, в данном случае на правильно подготовленной ДВП, имеют намного меньше проблем и больше преимуществ, чем картины на непрочной тканевой основе, холсте. Полотна для картин из ДВП, по сравнению с холстом, «прощают» многие ошибки при их подготовке для живописи маслом, которые могут возникнуть при проклейке и грунтовке. Они почти не реагируют на перепады температур, влажности воздуха. Все свои выставочные картины я пишу на ДВП, и они легко переносят, как правило, плохие условия дальних перевозок на выставки. В рамах, связанные парами, лицом внутрь, со специальными мягкими прокладками между рам, они являются сами себе прочными упаковками.

ДВП большого формата прямо из магазина имеет, как правило, слегка искривленную по разным причинам поверхность. Я видел, как для поддержки и выравнивания своих картин большого размера на полотнах из ДВП знаменитые мастера используют цельный жесткий самостоятельный деревянный решетчатый каркас из тонких реек, просто прислоненный с обратной стороны картины и зафиксированный с рамой. Приклеивать деревянные рейки к ДВП нельзя. При этом имеющаяся легкая искривленность поверхности картин сохраняется. Для решения этой проблемы есть и мое простое маленькое изобретение на основе опыта реставраторов Третьяковской галереи. Я укрепляю основу картины из ДВП большого формата площадью примерно от 1,5 м2 до самого большого стандартного размера 170*275 см паркетажем. Это легкий деревянный решетчатый каркас, прочно прикрепленный к ДВП с обратной стороны картины. Он выравнивает и удерживает всю ее поверхность в плоскости, оставаясь при всем этом полностью подвижным. Все проверено 8-ми летней практикой.

ДВП имеет так же одну сторону гладкую, а другую тисненую, похожую на зерно холста. Это уже на выбор.
Промучившись в свое время с холстами, я давно выбрал прочную жесткую достаточно гибкую основу, ДВП.

Из истории живописных материалов, очень кратко

Основы для станковой живописи маслом:
Дерево – наиболее ранний материал, с XIII в. (Знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи написал на тополиной доске маслом. По сей день традиционно на досках пишут иконы темперой.)

Ткань – позднее, примерно с XVI в., более широко с XVII в. (Холст, четыре рейки, натяжка, закрепление гвоздями и плоская поверхность готова. Это намного быстрее и проще, чем приготовление доски, но не так прочно.)

Металл – с XVI в.

Пергамент и бумага – с IX в.

Но, если картину впоследствии предстоит обязательно снять с подрамника и свернуть, что уже сокращает ей срок жизни, то тканевая основа, холст, это лучший вариант.

И поэтому, когда заходит разговор, на каком материале исполнять картины, я вначале объективно объясняю всю ситуацию. Окончательное решение за заказчиками, чтобы потом не было претензий.

Немного о моей живописи

Стараюсь довести композиции картин до совершенства и, чтобы при этом, пейзажи родных мест были узнаваемы. Пишу в основном масляными красками. Письмо мое многослойное, требует времени, много сеансов. Стараюсь соблюдать технологии. Правильно сушу слои, не менее положенного времени. Использую специальные лаки при послойной живописи, протирая ими достаточно просохшие красочные слои, для их лучшего сцепления с последующими слоями, для предотвращения пожухания красок. У меня уже набралось более 100 цветов и их оттенков масляных красок. Изучаю свойства красок. Для каждой картины, в зависимости от творческой задачи, выбираю группу красок по цветам и химическому составу, чтобы смеси были благоприятными и картины впоследствии не меняли цвет и тон. Покрывной лак готовлю таким образом, чтобы лаковое покрытие сохраняло глубину красочных тонов и не давало отблесков, которые мешают восприятию. Простые рамы для себя я могу сделать сам, а более серьезные, роскошные можно заказать в художественных салонах.

Если кого заинтересовало мое маленькое изобретение по паркетированию полотен из ДВП для больших картин, дайте знать. Необходимо время чтобы подробно описать, хотя все очень просто.
Пока все.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector