Spisok30.ru

Список Дел №30
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техника свободной росписи

Техника свободной росписи

Свободная роспись – это своеобразная техника батика, объединяющая отличные друг от друга принципы росписи. К ней относят работу жидкими красками по чистой или загрунтованной ткани и роспись загущенной краской. При свободной росписи ярко проявляется почерк художника, а изделия, выполненные по одному эскизу с помощью одинаковых материалов и инструментов, будут сильно отличаться у двух разных мастеров. В свободной росписи не используются ограничители, что делает принцип ее техники схожим с акварельной. Залог хорошей работы – «сильный», «уверенный» рисунок и отточенные навыки.

Свободная роспись ткани. Пример 1 Свободная роспись ткани. Пример 2

Материалы и инструменты

Для росписи используются все виды шелковых тканей, а также шерсть и хлопок. Сперва материал готовят к началу работы (чистят, стирают, проводят влажно-тепловую обработку) и натягивают на раму.

  • Краски лучше заранее подобрать по цветам и проверить их на образце основной ткани. Это позволит оценить интенсивность цвета и степень «растекаемости».
  • Их наносят кистями (в том числе и специальными, с резервуаром для воды), ватными или поролоновыми тампонами.
  • Для работы также понадобится палитра, емкость с водой и салфетка для протирания кистей.
  • Ткань нужно будет смачивать пульверизатором и сушить с помощью фена.
  • Для создания различных эффектов задействуют соль, спирт и цветные контуры.

Разработка концепции и эскиза

Расписывают как чистую, так и загрунтованную ткань.

По чистой ткани краски свободно перетекают, сливаясь и образуя новые оттенки. Контролировать этот процесс сложно, поэтому при такой технике чаще определяют концепцию работы, нежели разрабатывают эскиз.

Разработка концепции свободной росписи ткани

joannalot.com

Загрунтованная ткань напоминает по свойствам бумагу, что дает возможность точно переносить линии эскиза на ткань.

Размер изделия также влияет на выбор техники. Чем меньше расписываемая площадь, тем больше необходимость держать процесс «под контролем».

Роспись без грунта и загусток

Свободная роспись по ткани без использования грунтов и загусток может выполняться и по сырому, и по сухому материалу.

«Сырая» роспись

Выполняют ее в один сеанс. На протяжении всего процесса ткань должна оставаться влажной. Для этого уровень влажности в помещении поддерживают при помощи увлажнителя воздуха, ткани – распылением воды из пульверизатора.

Самая простая подобная работа – бессюжетная роспись, в которой цветовые пятна и линии сливаются между собой без резких переходов. Часто ее сочетают с «солевым» эффектом. После высыхания работу можно декорировать при помощи цветных контуров.

Сырая свободная роспись

«Сухая» роспись

Роспись без грунта выполняют и по сухой ткани в несколько приемов. Каждое новое цветовое пятно наносят после высыхания предыдущего. Границы расписанных участков остаются видными. Их называют «затеками», которые в других техниках являются браком. В данном случае их наличие может считаться частью художественного замысла. «Растекаемость» краски контролируют струей фена или тепловой пушки.

Сухая свободная роспись

Роспись в этой технике предсказуема, и это позволяет использовать эскиз. Выбирая краски «под утюг», важно учесть одно их свойство: высыхая, они образуют тонкую, трудносмываемую пленку. Это значительно сокращает срок службы кистей, а множество слоев краски влияет на мягкость ткани.

Свободная роспись по грунту

Существуют специальные грунты фирм “Marabu”, “Javana”, “Decola”. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.

Свободная роспись по грунту

В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.

Роспись ткани по грунту

Возможен в применении раствор клея для обоев КМЦ и траганата. Совместимость подобных грунтов с красками «под утюг» нужно предварительно проверять.

Работая с солевым грунтом, его наносят на ткань с обеих сторон. Этим же раствором разбавляют краски и промывают кисти. Расписывать фон лучше сразу, пока грунт не высох. После наносят цветовые пятна второго плана. Роспись контрастных элементов, находящихся на первом плане, выполняется почти сухой кистью.

Пример свободной росписи по ткани

Роспись с загусткой

Отдельно выделяют прием «сухой кисти», который тоже относится к техникам свободной росписи. В загустку вводят сухую или жидкую краску и при помощи получившейся пасты расписывают ткань. В качестве загустки используют альгинатную, клестер из крахмала, клей КМЦ. Производители красок для батика также выпускают и специальные загустки для росписи.

Загустка для росписи по ткани

Для работы «сухой кистью» подходят краски на основе резервирующего состава. Для их приготовления необходимы парозакрепляемые порошковые красители. Их растворяют в уксусной кислоте, а после процеживания добавляют к резервирующему составу. Смесь доводят до кипения на водяной бане. Такие краски могут долго храниться под закрытой крышкой.

Предметы, расписанные в этой технике, чаще имеют декоративное, а не утилитарное назначение.

Применение свободной росписи

Свободная роспись дает художнику большой выбор инструментов и приемов для реализации художественного замысла. Например, работая «по-сырому», художник получает возможность быстро расписывать большие пространства. Из ткани, раскрашенной таким образом, шьют шторы, одежду, театральные декорации.

Читайте так же:
Грунтовка триокор мастик 4500

Грунт и загустка позволяют создавать композиции с наибольшей степенью проработки деталей. Помимо привычных работ в технике батика создаются фотореалистичные и даже миниатюрные работы.

В свободной росписи нет жестких правил – это поле для экспериментов, поэтому ее часто комбинируют с другими техниками батика.

Грунт-антирастекатель DECOLA для росписи по шелку, банка 50мл

Минимальная сумма заказа — 1000 рублей (без учета стоимости доставки).
Доставка по России:
• Курьером «до двери»
• в Пункт выдачи заказов в вашем городе.

Уважаемые представители юридических лиц, мы зарегистрированы на Портале поставщиков и аккредитованы на электронных площадках для размещения государственных заказов (Единая электронная торговая площадка и Сбербанк — АСТ).

Для того чтобы начать работу с нашей компанией на Портале поставщиков позвоните нам по телефону 8-800-555-96-91 и сообщите о намерении заключить договор-оферту.
Подробнее…

Вы можете сообщить о неточности в описании товара – выделите её и нажмите Shift + Enter

Категории товаров

Аэрография
  • Аксессуары для аэрографии

Наборы, пленки, промывки, респираторы.

Аэрографы, переходники, сопла, шланги.

Компрессоры для аэрографов

Грунты, разбавители, очистители.

Батик и декорирование ткани
  • Инструменты для батика

Рамки, чантинги, кнопки, шприцы.

Грунт, контур, краски.

Маркеры, наборы маркеров.

Булавки, медиумы, клеи, грунт. Другое.

Бумага и картон
  • Альбомы для акварели

Альбомы для акварели, гуаши и акварельных карандашей

Альбомы, скетчбуки, целлюлоза, хлопок.

Крафт, креп, тишью, калька.

Альбомы, бумага рисовая в рулоне.

Бумага, альбомы, скетчбуки.

Альбомы, листы, картон, бумага-абразив.

Бумага для принтера, для офорта, мелованная.

Скетчбуки, папки, рулоны, мелованная.

Ватман, калька, копирка, миллиметровка.

Для паспарту, гофрокартон, пенокартон.

Полипропилен, пленка ПЭТ-А.

Скетчбуки для маркеров, для акварели, для зарисовок.

Гипсовые фигуры и манекены
  • Анатомические детали и экорше

Гипсовые анатомические детали.

Гипсовые бюсты, торсы.

Гипсовые вазы, кувшины.

Конусы, шары, многогранники, сечения.

Гипсовые головы, маски.

Гипсовые капители, полукапители.

Деревянные манекены человека, лошади.

Гипсовые розетки лотос, тюльпан, ветка.

Графика, рисунок, скетчинг
  • Инструменты и аксессуары для графики

Держатели, растушевки, наборы кистей.

Простые, цветные, стержни, наборы.

Наборы графических материалов.

Для живописи, графики, каллиграфии, аксессуары.

Мелки, пастели, угольные карандаши.

Ручки для каллиграфии, перья, картриджи.

Гелевые, шариковые, капиллярные.

Карандаши химические, стеклографы.

Грунт, связующие, разбавители
  • Лаки покрывные универсальные

Глянцевые, матовые, УФ-фильтры.

Маски, пасты, разбавители, связующие.

Для эффектов, замедлители, разбавители.

Лаки для фиксации, покрывные.

Загустители, разбавители, очистители.

Для акрила, масла, акварели.

Декорирование
  • Элементы декоративные

Ленты, фишки, фигурки, брадсы.

Декупаж, декопатч, мозаика
  • Бумага для декопатча

Орнамент, полоска, клетка, сердечки.

Рисовая, переводная, салфетки, карты.

Глянцевый, матовый, для ткани, бумаги.

Затирки, клей, инструменты, наборы.

Клей-лак во флаконах.

Лаки краклекюрные, патенирующие.

Глянцевые, матовые, сатиновые.

Для декупажа, для состаривания.

Для детского творчества
  • Для рисования

Альбомы, карандаши, мелки, ластики.

Экоигрушки, настольные игры.

Наборы пасты для лепки.

Резцы, валики, линолиум.

Для живописи, мозаики, декорирования.

Аквагрим, акварель, гуашь.

Золочение и реставрация
  • Инструменты для золочения

Зубцы, ножи, подушки.

Бронза, золото, свинец, медь

Битум, болюс, клей, лаки, патина, грунт.

Золото, серебро, крошка, фольга, хлопья.

Инструменты и аксессуары
  • Аксессуары и инструменты для кистей

Комбинезоны, фартуки, перчатки, кремы.

Мастихины, палитры, масленки, стаканы.

Каллиграфия
  • Инструменты и аксессуары для каллиграфии

Камни для растирки туши.

Ручки, перья, тушь, чернила.

Канцелярские товары
  • Блокноты, тетради, записные книжки

Еженедельники, сменные блоки, обложки.

Для бумаги, пенокартона, пластика, резины.

Кнопки канцелярские, гвоздики, скобы.

Для карандашей, комбинированные, клячка.

Измерительные, масштабные, печатные.

Канцелярские, большие, детские.

Бумажный, пластиковый, держатели.

Малярные, упаковочные, двусторонние.

Обложки, чехлы, закладки.

Одинарные, двойные, мини.

Кисти художественные
  • Кисти для акварели и гуаши

Белка, пони, синтетика, круглые, плоские.

Синтетика, щетина, круглые, овальные.

Колонок, вол, синтетика, круглые, плоские.

Флейц, лампензели, лайнеры, валики.

Белка, колонок, коза, пони, синтетика.

Книги по искусству
  • История искусств

Возрождение, Модернизм, Европа, Африка.

Перекидные, настенные, наборы открыток.

Новые идеи, Шрифты, Куклы, Шедевры.

Пособия, справочники, коллекционные.

Интерьеры, мода, графика, пособия, теория.

Идеи, техники, раскраски, энциклопедии.

Словари, энциклопедии, мифы.

Керамика, орнамент, мода, промыслы.

Люди, концепции, стили, история.

Боди-арт, стрит-арт, поп-арт, реализм.

Акварель, эскизы, мультики, дизайн.

Краски и эффекты для декора
  • Глиттеры

Сухие блестки, клей с блестками.

Тубы, лайнеры, наборы, краски-контуры.

Тубы, маркеры, наборы.

Акриловые витражные, сольвентные.

Акриловые, глянцевые, матовые, спреи.

Глянцевые, матовые, покрывные, шеллаки.

Медиумы, витражные ленты, пленки, клеи.

3D, моделирующие, глиттеры, снег, песок.

Краски художественные
  • Краски акварельные

Кюветы, тубы, наборы, медиумы.

Тубы, флаконы, с эффектами, медиумы.

Банки, тубы, наборы, медиумы.

Читайте так же:
Грунтовка транскор для чего

Глянцевые, матовые, лаки, кепсы, наборы.

Жидкий акрил, акриловые чернила, краски для заливки, литье.

Тубы, наборы, медиумы, очистители.

Тубы, наборы, медиумы, очистители.

Банки, тубы, наборы, ПВА, акриловые.

Органические, минеральные, синтетические.

Макетирование
  • Инструменты для макетирования

Коврики, ножи, лезвия.

Мольберты и этюдники
  • Мольберты

Станковые, настольные, треноги, лиры.

Напольные, настольные, дерево, металл.

С кассетницей, раздвижные, с палитрой.

Выдвижные, компактные, вместительные.

Оборудование и мебель
  • Зонты

С ручкой гибкой, телескопической.

ДВП, фанера, оргстекло, с зажимом.

Складные, на колесиках, комплекты.

Складные деревянные, стальные.

Папки, портфолио, тубусы
  • Вкладыши для портфолио

Антибликовые, матовые, А1, А2, А3.

Для пенокартона, подарочные, бумажные.

Картон, пластик, силикон, на кольцах.

Жесткие, мягкие, органайзеры, свитки.

Деревянные, пластиковые, тканевые.

Коробки, пакеты, шпагат, наполнители.

А0, А1, А2, А3, А4, ткань, наплечный ремень.

Телескопические, картон, пластик, ткань.

Кюветы, полукюветы, для туб, с палитрой.

Деревянные, на 100, 45, 30, 15 ячеек.

Жесткие, с карманом, наплечный ремень.

Пластика и пластилин
  • Инструменты и аксессуары для лепки

Формы, каттеры, стеки, доски, наборы.

Отвердевающая, натуральная, папье-маше.

Брикеты, наборы, лак, размягчители.

Восковый, растительный, наборы.

Предметы для декора
  • Инструменты для работы по дереву

Резцы, стамески, выжигатели.

Бальза, заготовки, фигурки, шкатулки.

Банки, вазы, бокалы, блюдца, бутылки.

Узоры, орнаменты, цифры, снежинки.

Звери, птицы, фрукты, шкатулки, коробки.

Звери, геометрические фигуры, снежинки.

Вазы, кувшины, подсвечники, тарелки.

Рамы и подрамники
  • Инструменты и фурнитура для подрамников и рам

Кольца, винты, зажимы, подвески, застежки.

Боковые, средние, с прорезью, клинья.

Без стекла, со стеклом, дерево, пластик.

Скульптура и лепка
  • Гипс, глина, массы для лепки

Гипс скульптурный, глина в порошке.

Стамески, стеки, киянки, доски.

Станки, столы вращающиеся.

Мягкий, твердый, телесный, оливковый.

Холсты для рисования и другие основы
  • Аксессуары и инструменты для холстов

Скобозабивные пистолеты, щипцы, кнопки.

Картон, ДВП, грунт акриловый, масляный.

Крупно, средне, мелкозернистый.

Крупно, средне, мелкозернистый, репинский.

Крупно, средне, мелкозернистый, репинский.

Черчение
  • Аксессуары для черчения

Кнопки, скрепки, зажимы, ластики, точилки.

Малые, средние, большие, с рейсфедером.

А3, А4, с магнитной линейкой, в кейсе.

Со съемными пишущими узлами, узлы.

Наборы лекал, лекала гибкие длинные.

Рапидографы, картриджи, наконечники.

Металлические, пластиковые, прозрачные.

Жидкая акварель, тушь, чернила.

В наборах для черчения, по отдельности.

Металлические, пластиковые, наборы.

Архитектурные, буквенные, геометрические.

Pinax Ferrario

советы и уроки

Немецкий бренд Schmincke, производящий краски и медиумы, выпустил новинку: это акварельные краски с эффектом супер-грануляции.

Мир каллиграфии настолько широк, что зачастую новичку очень сложно определиться, какие именно базовые инструменты необходимы в первую очередь для освоения этого вида искусства. Многие мастера, на которых хочется равняться, уже давно отточили навыки и письмо и собрали свой арсенал полюбившихся материалов. Однако на них ориентироваться очень тяжело, так как для освоения и первых шагов нужны совсем другие инструменты.

Все о спиртовых чернилах, техниках работы с ними и о популярных брендах алкогольных чернил в Передвижнике.

Сложно ли работать настолько большими кистями? Катерина Брайко поделилась впечатлениями от кистей Daler-Rowney серий Georgian и System3 по-настоящему больших размеров.

Художник Настасья Чудакова делится своим мнением о масляных красках Schmincke серии Norma после длительного тестирования красок.

Анна Задорожная рассказывает о грануляции в акварели, о способах ее использования в работах и возможностях медиумов для грануляции на примере красок и медиума Schmincke.

Художник Ирина Храбровская подготовила обзор линеров 5 самых популярных брендов: Pigma Micron, Малевичъ, Faber-Castell, Winsor&Newton и Pentel.

Знакомим с полным ассортиментом красок Golden и рассказываем, какие серии и для чего нужны, как читать обозначения на тубах и банках, какие медиумы и для чего применяются.

Помогаем разобраться в огромном ассортименте предлагаемых основ для живописи и подробно рассказываем о художественных холстах.

Амбассадор бренда da Vinci Анна Задорожная @draw_better посетила фабрику кистей в Германии.

Национальный день батика

Центр АСЕАН при МГИМО

Вот уже десять лет 2 октября в Индонезии отмечается Национальный день батика — в 2009 году ЮНЕСКО внесла батик в список шедевров устной и духовной культуры наследия человечества. Подробнее о батике рассказывает Виктор Погадаев.

ЧАСТИЦА ДУШИ НАРОДА

Когда мы смотрим на горящую свечу и видим, как расплавленный воск медленно стекает к ее основанию, — мало кому придет в голову, что с помощью воска далеко, у экватора, вот уже в течение многих веков мастера делают батик — неподвластную времени, поражающую богатством декора и многоцветием красок, вызывающую восторг утонченностью и тщательностью отделки традиционную индонезийскую ткань.

«Батик». Собственно, это таинственное и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно так — «капля воска».

Читайте так же:
Грунтовка хв 785 технические характеристики

Если национальный индонезийский оркестр гамелан, по образному выражению Константина Бальмонта, — «колодец снов без дна», а кинжал-крис волнообразной формы — «олицетворение коварства и хитрости Востока», то батик — это целая поэма красок и символов.


Батик гентонган (о. Мадура)

В нем и тропические светляки, ярко вспыхивающие в ночных зарослях, и рисунок пальмовых крон, и узор морской волны. «Прислушайтесь, — писал Иван Александрович Гончаров, посетивший Яву в 1853 году, — и вы услышите, как растет здесь трава». Посмотрите на батик, добавим мы, и вы проникнете в душу индонезийца.

Проделаем небольшой опыт. Возьмем кусок белой ткани, нанесем на него несколько капель расплавленного воска, — а когда он застынет, опустим ткань в сосуд, например, с синей краской.

Вынув ткань из сосуда, мы обнаружим, что вся она окрасилась, за исключением мест, покрытых воском. Счистив воск, получим синий платочек с белыми горошинами.

Если затем залить воском уже всю ткань, оставив открытыми только незакрашенные места, и опустить ее в красную краску, то получится синий платочек с красными горошинами. Считайте, что мы освоили азы изготовления батика!

На деле, конечно, все значительно сложнее. Посетив однажды батиковую фабрику в Джакарте, я был поражен тем, как много операций приходится делать мастерицам (изготовлением батика занимаются в основном женщины).


Батикованием занимаются и дипломаты. Батиковая картина, автором которой является посол Индонезии в Азербайджане Хуснан Бей Фани (2019)

Прежде, чем приступить к нанесению узора, ткань тщательно и долго обрабатывают, чтобы она стала эластичной и гладкой. Ее опускают в кокосовое молоко, многократно замачивают в воде, стирают в растворе из смеси растительного масла и каустической соды.

Затем ткань накрахмаливают, чтобы воск лучше сходил в процессе очистки и чтобы краска не растекалась за пределы рисунка; заворачивают в рулон, кладут на доску и отбивают деревянным молотком.

Весьма трудоемок и сам процесс наложения рисунка на ткань.

Его наносят воском (причем, с обеих сторон!) с помощью специальной чашечки с узким полым носиком, которая называется чантинг. Яванцы, обожающие иносказательность, говорят о ней так: венчик у нее, как у цветка; клюв, как у хищной птицы; пятеро преследуют ее по белому полю, и она всюду оставляет за собой кровавые следы.


Научные сотрудники Государственного музея Востока Н.Гожева и Г.Сорокина рассматривают новое поступление – батик из Савахлунто (Западная Суматра). 2018.

Клюв — это носик, пятеро преследователей — пальцы руки, белое поле — ткань, а кровавые следы — краска. Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Его никогда не делают большим: ведь тогда воск в чашечке быстро застынет, к тому же, таким инструментом было бы трудно орудовать. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности — ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку.


Нанесение воска на рисунок

Но и это не все. Впереди самое главное: окрашивание ткани путем многократного нанесения воска и опускания ее в различные краски — сначала в синюю, затем в коричневую, а потом и во все другие, по мере необходимости.

Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.

История возникновения батика теряется в глубине веков. На право первооткрывателей претендуют Египет, Персия, Индия, Китай. Но нигде его изготовление не достигает такого мастерства, как в Индонезии. В течение многих столетий сложились неповторимая цветовая гамма и затейливый орнамент.

Трудно поверить, но существует около трех тысяч сюжетных вариантов батика! Это и геометрические узоры, и стилизованные изображения животных, играющих большую роль в жизни и верованиях индонезийцев, — буйволов, слонов, крокодилов, змей, ящериц, драконов, птиц.

Рисуют на ткани растения, изображают предметы быта и охоты, особенно часто — холодное оружие. Один из популярнейших сюжетов — фигуры кукол теневого театра ваянг.


Для посещения храмовых территорий на Бали необходимо надеть батиковый саронг. 2006.

Весьма разнообразна цветовая палитра, от строгих коричневых и синих тонов джокьякартской школы до светлых и ярких — на Западной Яве (светло-коричневый, золотисто-желтый и т.д.).

Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение.

Читайте так же:
Грунтовка цинкосодержащая эпоксидная по металлу

Девушка не могла выйти замуж, пока не изготовляла себе батик для праздничного обряда. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ.

Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир. В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей.

Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый — на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость.

В представлениях яванцев батик, как женское начало, вместе с мужским началом — кинжалом-крисом символизирует единство всего сущего.

Задрапированные в батик фигуры смотрят на нас со стен храмов XII в. Древние китайские хроники повествуют о подарках заморских раджей с индонезийских островов; среди даров не последнее место занимала «пестрая ткань» — батик.

Индийские и арабские купцы в XVI в. считали для себя удачей — увезти из Индонезии хотя бы несколько отрезов батика. Это было трудно сделать, поскольку его изготовление в ту пору являлось прерогативой только девушек из аристократических семей и обитательниц двора.

Сейчас батик производится в стране повсеместно, и не только традиционным способом. Жизнь внесла изменения и в эту сферу.

Еще в 1840 году стали наносить рисунок с помощью медных и оловянных штампов (набивной батик), а в XX веке появилось производство тканей, имитирующих натуральный батик или оформленных в традиционном стиле (печатный батик). В отличие от натурального, изнанка в них никогда не прокрашивается.

Одежда и предметы быта из батика — неотъемлемая часть жизни индонезийцев. Из него изготовляют женские платья, купальники, шарфы, головные уборы, платки, дамские сумочки, покрывала, скатерти, салфетки, шторы, абажуры. Мужская батиковая рубашка на торжественных приемах заменяет европейский костюм или смокинг. Десятки дизайнеров и модельеров работают с батиком, создают новые образцы ткани. Один из последних изысков — батиковые рубашки из шелка на подкладке.

Непревзойденным мастером считается Иван Тирта, который снискал себе громкую славу, разработав в 1994 г. для каждого из участников тогдашнего саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) оригинальный дизайн батиковой рубашки.

А с начала 1960-х годов в Индонезии вошли в моду батиковые картины, поражающие изысканностью орнамента, смелым сочетанием красок и богатством фантазии. Во всех крупных магазинах есть отделы батиковых картин и одежды, но особенно славится ими универмаг «Сарина» в самом центре Джакарты.

Если верить легенде, в далекие времена, когда мудрость еще была не седой, а юной, — прародительница яванцев, прекрасная Чандра Кирана, преподнесла своему возлюбленному в знак преданности батиковое одеяние. Изделие из батика и сейчас — лучший подарок в Индонезии: ведь в нем — частица души народа.

Батик. Классификация и разновидности

Батик (batik) — индонезийское слово (tik — на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba — хлопчатобумажная ткань). Батик — это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.

Горячий батик

Горячий батик. Прямой многослойный

Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. Воск наносился на ткань заостренной бамбуковой палочкой-пером, а позднее — кистью или специальным инструментом — чантингом, который представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке. Процесс начинается с нанесения на шелк или хлопчатобумажное полотно контуров будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно снова покрывают воском и окрашивают. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. Таким образом, ткань окрашивается последовательно в разные цвета. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. С глубокой древности для украшения и росписи по ткани применялось окрашивание ткани с использованием различных резервирующих средств, таких как смесь парафина, воска, канифоли или смолы. В наше время применяется горячий воск и существует множество техник нанесения его на батик: резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая на ткань.

Читайте так же:
Грунтовка фл 03к грунт фл 03к

Горячий батик бывает трех типов:

  • Прямой однослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в один слой.
  • Прямой многослойный — рисунок создается методом фиксации расплавленным воском белой ткани и расписывается в несколько слоев, каждый раз насыщая их по тону.
  • Обратный, вытравка — рисунок создается методом росписи с последующей фиксацией нужных цветов воском и вытравкой до белого участков не покрытых воском.

Холодный батик

Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Для росписи в технике холодного батика используется резерв на основе парафина и бензинового растворителя. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер. Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки различного диаметра. В технике холодного батика, в отличие от горячего, используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани. Батик на шелке очень хорошо закрепляется при помощи запаривания. После чего его можно стирать и гладить, не боясь, что краска смоется или побледнеет.

Холодный батик. Акварельная техника

Холодный батик бывает четырех типов:

  • Классический — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
  • Многослойный — рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
  • Незамкнутая графика — расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
  • Свободная роспись ткани — рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
    Свободная роспись — выполняется в трех техниках:
  1. акварельная техника — батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями
  2. трафаретная техника — батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя
  3. свободная роспись — ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками

Экспериментальный батик

Экспериментальный батик бывает пяти типов:

  • Роспись валиками расплавленным воском.
  • Штамп расплавленным воском.
  • Поливка расплавленным воском.
  • Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
    Зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом — это способ механического резервирования тканей.
  • Аэрография — представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.

Батик в России

Горячий батик. Техника Давыдова

В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине — конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
Родоначальниками новых направлений батика стали:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector