Spisok30.ru

Список Дел №30
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как я могу научиться ломать дерево своими руками, как мастер каратэ

Как я могу научиться ломать дерево своими руками, как мастер каратэ?

Вот как «мастер каратэ» разбивает доски. Кто-то держит 3 доски. Карате-ка попадает на доску и разбивает доску по выбору. Только одна доска из трех. Назови свой выстрел. Сломайте только эту доску. Самая трудная доска находится посередине. Последняя доска самая простая. Доски сухие сосновые. Их очень легко сломать, и любой неподготовленный человек может их сломать. Это впечатляет не ломать доску, а способность направить свою энергию туда, куда вы хотите. Когда вы бьете человека, хотите ли вы ушибить его (первая доска), сломать ребро (вторая доска) или вызвать повреждение внутренних органов (доска три).

Начните с одной доски. Даже ребенок может сломать одну доску. Но не разбивайте это. Остановите свой удар примерно на 1/2 дюйма за доской, чтобы он «защелкнулся», когда вы его ударили. Затем добавьте доску и научитесь останавливать свою энергию в том же месте. Это сломает заднюю доску. Теперь добавьте третью доску и повторяйте до тех пор, пока не разбьете доску выбора.

Вот как дуфус ломает доски. Положите доску на бетонные блоки и «нарежьте» ее.

Еще лучше, пусть кто-нибудь возьмет в руки обычный кирпич, направленный вверх и просто отдыхающий в руке, не держа его. Теперь используйте «отбивную каратэ» и разбейте этот отдельно стоящий кирпич. Это можно сделать. Просто будьте осторожны, потому что кирпичи бывают разных плотностей, а некоторые просто слишком плотные, чтобы ломаться таким образом. Все, что вам нужно, это достаточно плотный, чтобы представлять человеческую шею.

Для того, чтобы все сломать, вам нужно будет потратить много месяцев на то, чтобы укрепить свои кости, ударяя по макиваре (пробивая доске). Пробивать сумку не получится. Макивара — это то же самое, что ваши ноги, колотящие по асфальту во время бега, он укрепляет кости. Сумка похожа на бег по спортивному коврику. Он по-прежнему будет создавать более крепкие кости, но это займет намного больше времени. Макивара строит всю конструкцию от костяшек до пятки на полу.

Знайте, что вам нужны не просто «жесткие кулаки». Все кости в вашей руке и руке должны быть готовы. Ежедневная практика ударов, в течение многих месяцев (около года) укрепит кости. Это тот же процесс, который происходит при запуске. Когда вы начинаете бегать, вы должны остановиться после первой недели или около того, иначе у вас останутся голени. То же самое касается штамповки. После недели серьезных ударов возьмите неделю, чтобы зажить. Затем пробейте пару недель и возьмите неделю отдыха. Продолжайте строить таким образом. Если в любое время вы почувствуете боль в суставах, прекратите бить макивару, пока боль не исчезнет. Если вы продолжаете идти, вы не становитесь более жесткими, вы становитесь более сломанными и можете нанести долгосрочный или необратимый ущерб. Я тренировался и преподавал более 35 лет, и я видел это много раз.

Разрывать доски и кирпичи таким образом важно, но только для того, чтобы научиться направлять энергию. Это тоже весело. Некоторые люди думают, что это глупо (и у них есть смысл). Если вам за 40, я бы не рекомендовал это. Это слишком сильный стресс для костей, которые не заживают быстро. Однако, если вы вели очень активную жизнь, ваши кости могут адаптироваться. Если вы старше, после нескольких недель тренировок попросите врача сделать рентген и убедиться, что вы не наносите вреда.

Это предупреждение особенно важно для шуто (отбивная каратэ) на кирпиче. Это ад на вращающей манжете и локтевом суставе. Обратите внимание и всегда останавливайтесь и ждите, когда появится боль в суставах. Это не признак слабости, это безопасный способ стать жестким. Если вы повредите связку или сухожилие, оно может никогда не зажить должным образом. Не рискуй.

Если в любое время вы сломаете кожу на костяшках пальцев, остановитесь и подождите, пока не заживет Быть достаточно жестким, чтобы колотить по разорванным суставам, глупо. При самых первых признаках волдыря СТОП. Лечение. Перезапуск. Повторение. Сломанная кожа заживает целую вечность и только задерживает ваши тренировки.

О, и вам нужно знать, как правильно наносить удар по каратэ или «отбивать». Удар по каратэ — это не удар боксера. Чтобы разбить доску по выбору, вам придется освоить дистанцию ​​и возможность внезапно остановить удар в точный момент времени.

Наконец, купите много дров. Практика каждый день может использовать несколько десятков досок. Как только вы сможете сломать доску выбора и расколоть кирпич, проверяйте себя каждые несколько месяцев, чтобы не потерять связь (что вы и будете).

Зачем каратисты разбивают доски, лед и кирпичи

тамешивари Максим дедик и евгений рыбин

Многие любители боевых искусств задаются вопросом: можно ли считать бойца идеальным, если он разбивает доски, лед и кирпичи, зная заранее, что они не дадут сдачи? И является ли в этом смысле тамешивари одним из элементов подготовки бойцов или даже самым великим искусством каратэ?

Ответы на данные вопросы постарались дать два известных мастера каратэ: Максим Дедик (4 дан киокусинкай каратэ) и Евгений Рыбин (4 дан уэчи-рю каратэ-до окикукай, 1 дан годзю-рю, 2 дан сито-рю). Наши собеседники уверены, что тамешивари — неотъемлемая часть настоящего каратэ!

Можно ли сказать, что тамешивари — это просто разбивание досок, льда и кирпичей?

Евгений Рыбин: Конечно же, изначально разбивание предметов не было простым разрушением чего-либо. Способность победить материю, умение сконцентрироваться, правильно приложить все компоненты удара, технику, скорость, «набитую» подготовленную поверхность человека, сложить все воедино — только тогда можно достичь разрушительного эффекта. Тамешивари дает возможность осмыслить и понять свои недостатки в ударе, недостаточную подготовленность тела.

Читайте так же:
Бизнес план облицовочный кирпич

Изначально тамешивари (разбивание предметов) использовали как способ проверки способности «смертельного, сокрушающего удара». Чтобы во время ведения поединка не искалечить своего партнера и стали использовать тамешивари. Позднее, в 20-х годах прошлого столетия, окинавские мастера использовали практику тамешивари в показательных выступлениях центральной Японии, как демонстрацию силы и сверхспособностей человека.

Сегодня тамешивари стало такой же обязательной дисциплиной во многих школах каратэ, как кумитэ и ката. Проводятся соревнования по разбиванию предметов, ставятся рекорды мирового уровня. Представители боевых искусств, разбивают древесину, кирпичи, черепицу, металлические пластины, камни, различные строительные материалы, кокосы, лед.

Существуют несколько видов тамешивари. Первый способ, когда каратист разбивает предметы, расположенные в различных положениях и плоскостях. Второй способ — это когда об каратиста разбивают различные материалы, обычно это древесина (бруски дерева). Третий способ — это когда каратист сам держит предметы и разбивает их или делает это на весу в безопорном положении.

Евгений Рыбин тамесивари

Евгений Рыбин

В чем главное назначение тамешивари?

Максим Дедик: Тамешивари для меня — это демонстрация единства духа, техники и тела. Отсутствие сомнений, решимость. Это техника и точность, удар насквозь по прямой линии, без искажений; плюс тело — крепкие руки/ноги, способные проникнуть сквозь препятствие.

Для меня тамешивари — это духовная практика. Как не пафосно это звучит. Другого смысла я в ней не вижу, только то, что уже было сказано: киай — соединение и разрушение пределов и преград. То есть цель тамешивари — проверка способности соединить силу и пройти сквозь кажущееся непреодолимым препятствие.

Максим Дедик

Максим Дедик

Евгений Рыбин: Сейчас искусство тамешивари стало не просто проверкой на силу своего удара, но психологической подготовкой каратиста. Есть способ, когда о тебя разбивают бруски древесины, это способ концентрации, умение сосредоточиться, психологически подавить в себе страх. Ну и, конечно же, тамешивари — это испытание своего «коронного» удара.

Важный момент — это повторная последовательная попытка разбить предмет, когда после неудачной попытки человек, преодолевая боль и страх, снова пытается разбить предмет. Однажды я посмотрел видеоролик, где человек при тамешивари сломал голень ноги, после этого я долго не мог ничего ломать голенью, мне просто было страшно. То есть тамешивари — это преодоление страха и боли!

В каком возрасте и начиная с какого уровня подготовки можно заниматься тамешивари?

Максим Дедик: Заниматься тамешивари можно лет с 16. Нужно уточнять у специалиста, когда кости можно считать взрослыми. Детское тамешивари мне очень не нравится.

Евгений Рыбин: Можно давать разбивать предметы и детям, и новичкам, важно, чтобы это было не в ущерб здоровью. Пример: я учу детей удару ногой мае гери (шомен гери), но они не могут понять, что важный момент удара ногой заключается в сочетании компонентов скорости и силы, правильной техники. Я беру специальную доску для многоразового разбивания (специальная пластиковая доска с пазовым соединением) и даю детям разбить ее, лишь несколько детей могут разбить ее ударом ноги, хотя рукой разбивают почти все. Недостаток скорости и приложения силы не дают им разбивать ее ногой! На этом примере я стимулирую их работать над собой. Психологический момент, способность концентрации в ударе очень важны для новичка. Разбитая доска после определенного срока занятий — это результат, который можно увидеть, это определенный итог тренировок.

Какие главные ошибки допускаются в тамешивари? Как их избежать? К чему эти ошибки могут привести?

Максим Дедик: Я начал заниматься каратэ в 14 лет, и в этом же возрасте познакомился с тамешивари. В результате этого знакомства я получил новое знание о себе (я могу сломать доску!), уверенность в своем ударе (порою ложную) и травмы суставов. На правой руке сустав деформирован от частых испытаний силы (тамешивари) — не думаю, что это здорово. Своему сыну разрешу тамешивари только после того, как пойму, что его кулак к этому готов. Не знаю даже, когда это случится. Но знаю, что тамешивари можно практиковать только людям, прошедшим длительный период подготовки кулака на макиваре. А таких у нас очень мало. Я сам начал практиковать макивару сравнительно недавно, лет 5 назад. В России мы учились Каратэ своим «особым путем». Оттого и травмы!

Максим Дедик с детьми

Максим Дедик: «Детское тамешивари мне очень не нравится. сыну разрешу тамешивари после того, как пойму, что его кулак к этому готов»

Евгений Рыбин: Очень часто люди пытаются за счет простой механической силы и веса каратиста компенсировать недостаток скорости и техники. Вот пример: партнер держит достаточно большую пачку досок, мастер пытается разбить их кулаком сэйкен дзуки, но из-за недостаточной скорости не может разбить эту пачку досок, она (пачка досок) буквально амортизирует удар в руках держащего человека, поскольку партнер не может удержать их на весу. Если бы эта же пачка стояла в станке (тренажер для разбивания предметов), мастер легко сломал бы эти доски, поскольку станок позволяет разрешить эти огрехи скорости. Но и имея хорошую скорость, мастер смог бы разбить более толстую пачку в станке. Я часто на показательных выступлениях ломаю брусок сечением 4х4 или 5х5 см предплечьем котэ учи, но из-за того, что на весу партнеру тяжело удержать такой брусок, не всегда получается сделать это с первого раза. Некоторые бруски определенной породы дерева ломаются только в зафиксированном положении в станке, попытки разбить их на весу или разбить их о партнера приводят к травме.

Читайте так же:
Как крепить кирпич для облицовка

Частая ошибка, приводящая к травме в тамешивари — это неспособность вовремя остановиться после нескольких неудачных попыток разбивания на демонстрации, когда человек просто не хочет перед публикой «потерять лицо» — случается травма, лечить которую приходится очень долго.

Известно, что JKF в начале 80-х годов отказалась от такого тестирования, как разбивание предметов. Как вы думаете, обязательно ли тамешивари в каратэ?

Максим Дедик: Я практикую киокушин каратэ. Мастер Ояма считал тамешивари обязательной частью каратэ. Тамешивари действительно важно, это разрушает иллюзии о своей слабости (или силе) и это что-то подлинное, потому что находясь «не в духе» серьезное препятствие не разрушить. Тут есть практика «не-ума», когда «решимость делать важнее, чем способность думать». Хоть многим кажется, что это глупо, но именно эта способность отличает выживших в экстремальных ситуациях от погибших, потому что в какой-то момент думать и сомневаться будет некогда. Момент, действие, своевременное действие — тут нет места размышлениям и колебаниям. В этом смысле тамешивари необходимо для развитие решимости. Но увлечение этим аспектом я не приветствую. В конце концов, кирпич действительно не дает сдачи.

Евгений Рыбин: На мой взгляд тамешивари — это обязательный элемент подготовки каратиста. В стиле уэчи-рю это обязательная практика, на которой я настаиваю. У нас даже есть традиция в нашем Окикукай уэчи-рю каратэ додзе — «новогоднее тамешивари», когда накануне нового года, мы разбиваем все, на что готовы в этот момент.

Многие сторонние наблюдатели скептически относятся к ломающимся доскам и кирпичам: мол, «подпилено, надколото». Бывает ли, что какие-либо «мастера» заранее готовят реквизит подобным образом? Много ли таких «мошенников»?

Максим Дедик: Такое есть — есть просто позорники, ломающие «бетонные блоки», которые буквально и сами ломаются, если их неудачно поставишь на стойки. Но лично я никогда в таком не участвовал (подпиливании или чем-то подобном) и таких людей лично не знаю. Среди тех, кого я уважаю, таких людей нет. Часто бывает, что бита или доска с первого раза не ломаются. Вот, например, мой сэнсэй Всеволод Миньков при мне 12 раз бил незакрепленную палку голенью. Это было по-настоящему! Умно, не умно — так вопрос не стоит. Настоящие киокушиновцы все делают по-настоящему.

Евгений Рыбин: Понимаете, в тамешивари есть элемент подготовки материала. Во время демонстрации тамешивари — это элемент шоу, и для зрителей непонятны многие тонкости, поэтому на показательных выступлениях часто все выглядит иначе, чем в додзе, когда ты занимаешься для себя. Часто зритель воспринимает не удавшуюся попытку тамешивари на демонстрации как неподготовленность каратиста, хотя на самом деле часто бывает совсем не так. Пример: я беру брусок для тамешивари 4х5 см для разбивания на публике предплечьем котэ учи, но иногда этот брусок из хвойной породы дерева, которая по виду напоминает мне лиственницу. Я пытаюсь разбить, но брусок только трещит, но не ломается, партнер не может удержать его на весу в руках. Для зрителя это неудавшаяся попытка тамешивари бруска 4х5, для меня неправильный выбор дерева, которое можно разбить только в станке, хотя это тот же брусок.

Многие видят, как мастер подкладывает полотенце или тряпочку на лед или черепицу, и неверно истолковывает увиденное, хотя на самом деле это делается, чтобы не порезаться об осколки во время разбивания.

Конечно, есть люди, которые пользуются некомпетентностью зрителя и ломают «надпиленное и надколотое», но отсюда и вывод, что его боевое искусство такое же «надпиленное и надколотое».

В сети много статей о тамешивари, в которых говорится, что «зазор решает». Можно ли разбивать предметы, наложенные друг на друга без зазора-расстояния между ними?

Максим Дедик: Все можно. Я никогда не ломал ничего с зазорами и не знаю какими они должны быть. По-моему, именно здесь начинаются «фокусы».

Евгений Рыбин: Сложнее разбивать предметы без зазора, это единый монолит, материалу нет места для смещения. Но часто зритель не оценивает эту демонстрацию. Для зрителя есть две вещи: разбил или нет! Поэтому многие каратисты придерживаются принципа «разбить много (количество в одной пачке но с прослойкой) и красиво (с первого раза)», потому что «сложно и трудно» порой не ценят.

Есть ли общепринятые правила проведения тамешивари?

Максим Дедик: Если говорить о соревновательном тамешивари в киокушине, то это происходит следующим образом: бойцы, прошедшие в финальную часть соревнований, (в весовых турнирах это 4 человека, в абсолютных чемпионатах — 8 человек), ломают доски движениями Сюто (ребро ладони), Сейкен (кулак), Хидзи (локоть) и Какато (пятка). Доска стандарт — 2,5 см толщиной. Доски кладут друг на друга без всяких зазоров. Судья следит за тем, чтобы доски были без трещин и не слишком кривые. Касаться досок до команды «Хаджимэ!» нельзя. Обычно я ломал 3-4 доски на Сюто, 4-5 на Сейкен, 6-7 на Хидзи и столько же на Какато. В сумме набирается 20-25 досок, если не было неудачной попытки. Если попытка неудачная, то боец бьет минимум — 2 доски.

Эти результаты важны, если кумитэ не определит победителя, тогда боец, сломавший больше досок, побеждает. Но я всегда ломал посильное количество, никогда не шел на рекорд. Потому что лучше иметь целые кулаки и победить в кумитэ, чем сломаться и драться одной рукой. Это глупо. Результат на соревнованиях по тамешивари зависит и от качества досок, иногда они ломаются легко, а иногда и две не сломаешь.

Есть ли разница, что и как ломать: доски, кирпичи, лед, что-то еще? Какой материал поддается и ученикам, а какой подвластен только ударам мастера?

Евгений Рыбин: Естественно, есть разница, как и что ломать. Лед смотрится очень эффектно, но есть сложность в транспортировке и подготовке материала. Самый частый и надежный способ разбивания — это доски кулаком сэйкен дзуки, это менее травматично, дает возможность увидеть свои слабые стороны. Я бы больше сделал акцент на ударных поверхностях, для новичка это кулак или ребро ладони, подушечка пальцев (коши), локти. Для новичка, конечно, лучше пробовать свои силы на досках, а еще лучше на современных многоразовых пластиковых дощечках для разбивания, это хороший способ практики, тем более, сейчас их много видов по плотности и сложности разбивания. Для мастера это, конечно, способность отточить свои «коронные» удары, специфичные для вида борьбы, что он практикует. Например, для меня это удары кончиками пальцев ноги и руки, особенность стиля уэчи-рю. Разбить толстый брусок или бейсбольную биту кончиками пальцев ноги — это очень сложно, не каждому под силу.

Читайте так же:
Жаростойкий кирпич для печки

Максим Дедик: На самом деле, я не очень люблю тамешивари, особенно с возрастом, поэтому не очень в этом разбираюсь. Ученики бьют стандартные доски по 2,5 см размером примерно 25 на 35 см. Мастера бьют доски по 4-5 см. Льдины ломаются, но бить их больно, говорят, как бетон. Биты — серьезный противник, не каждый сломает голенью биту. Но в киокушине крутым считается бить биту, закрепленную только с одной стороны. Теперь еще есть новый трюк — бьют не маваси, а учи-хайсоку-гери — это хлесткий удар и это действительно удивительно. Меня лично впечатляет тамешивари мастера Ояма — отбивание горлышка бутылки. Это реально круто! И еще я видел тамешивари мастера окинавского каратэ, он ломал биту вертикальным кулаком. Вот это мне показалось настоящим вызовом. В целом, я не советую этим слишком увлекаться. Во всяком случае, если вы не укрепляете свои ударные поверхности практически ежедневной практикой макивары. Потому что с дуру можно, как говорится. В общем, кулак надо формировать, а не деформировать. Это важно!

Как каратист ломает кирпич

В главе книги для старшеклассников и студентов «Лестница идей», 1992 г. (Авторы книги — И.Л. Викентьев, И.К. Кайков) рассказывается о таком способе решения ряда творческих (креативных, нестандартных) задач, как разрешение противоречий / проблем / конфликтов во времени, структуре и взаимодействиях.

Почему каратист ломает рукой кирпич? Как очистить днище корабля? Как натянуть трос, не натягивая? Как вытащить хорошо забитый гвоздь? Как хорошо запомнить правило разрешения противоречий? Ответы на эти вопросы — в данной главе.

Есть ли такое стекло, которое нельзя разбить вдребезги? Есть. Зовется оно «триплекс», в переводе с латыни — «тройное». Триплекс устроен, как бутерброд: два тонких стекла, а между ними — прокладка типа полиэтилена. После удара осколки остаются на своих местах — они приклеены к промежуточному слою. Недаром триплекс ставят на автомашины. Спросим: чем отличается триплекс от оконного стекла? Тем, что его части обладают противоположными свойствами — гибкостью и хрупкостью.

В предыдущей главе мы рассказали об изобретательском правиле: если нельзя сделать два действия одновременно, делай их в разные моменты времени. НАПРИМЕР, чтобы рассечь кирпич, рука каратиста должна быть напряженной. Но попробуйте хорошо разогнать напряженную руку — не получится. Значит, в полете рука расслабленная, а при контакте с кирпичом — напряженная. Вспомнили?

Но бывают задачи, в которых нельзя «разнести» противоположные требования во времени.

Вот характерный пример. В тропических морях днища кораблей быстро обрастают ракушками — до 45 килограммов на квадратный метр. Это тормозит ход корабля. Значит, надо чистить днище. Под воду лезет аквалангист, включает мотор круглой торцевой щетки, прикладывает ее к днищу и. закручивается в противоположную сторону сам — ведь опоры в воде нет. Опять нам встретилось противоречие: щетка должна крутиться, чтобы сдирать ракушки, и не должна крутиться, поскольку это создает неудобство для работы.

Как разрешить это противоречие во времени? Только коснулся щеткой днища — и сразу отвел. Тогда аквалангист просто не успеет «закрутиться». Но так долго не поработаешь — утомительно. А вот что предложил изобретатель А. Воробьев еще в 1949 году: одна часть щетки вращается в одну сторону, а другая — в противоположную! Или: одна щетка вращается внутри другой! Будет ли теперь страдать аквалангист?

Обратимся к новому примеру. Итальянец Лаццаро Спалланцами (1729 — 1799) — ученый, «охотник за микробами». Для своих экспериментов ему понадобилось запаять горлышко стеклянной бутылки, не выгоняя из нее воздуха. Известно: при нагреве, особенно при большой температуре, при которой плавится стекло, воздух расширяется и уходит из бутыли. По ряду причин использовать пробку для горлышка и дополнительное охлаждение было нельзя.

Вновь мы встретились с задачей, где спрятано противоречие! Вот как ее решил ученый: вначале — почти запаял горлышко, оставив все же узенькое отверстие, и дал бутыли остыть — вновь заполниться воздухом. А потом разом запаял оставшееся отверстие на сильном огне — воздух просто не успел выйти наружу.

Читатель, привыкший размышлять, заметит тонкость: в отличие от предыдущих случаев, Спалланцами оперировал не только временем, но и — если так можно выразиться — частями бутылки. И он был прав. Ибо мы вплотную подошли к еще двум способам разрешения противоречий, а значит, и к новому способу решения творческих задач.

Начнем раздел с ТРИЗ-правила большой степени общности: противоречия разрешаются во времени, в структуре и в воздействиях.

Читайте так же:
Вес силикатного кирпича м 150

Уточним: в более сложных случаях (как, например, с задачей Спалланцани) и во времени, и в структуре.

Что означает разрешить противоречие в структуре или воздействиях?

Здесь процедура аналогична разрешению противоречия во времени, поэтому мы приведем все три общие формулировки:

1. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВО ВРЕМЕНИ:

В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t1 СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ «А»,
А В ИНТЕРВАЛ ВРЕМЕНИ t2 — СВОЙСТВОМ «неА»

(вспомним примеры, приведенные в предыдущей главе).

2. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СТРУКТУРЕ:

ОДНА ЧАСТЬ ЧИСТЕМЫ (ИЛИ СИСТЕМА В ЦЕЛОМ) ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ «А»,
А ДРУГАЯ ЧАСТЬ (ЧАСТИ) — СВОЙСТВОМ «неА»

3. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОЗДЕЙСТВИЯХ (ИЛИ ВЕПОЛЯХ):

ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ-1 СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВОМ «А»,
А ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ-2 (или, в частном случае, при ВОЗДЕЙСТВИИ-1, равном 0) — СВОЙСТВОМ «неА».

Для облегчения запоминания способов разрешения противоречий, взгляните на Рис.1.

Разрешение противоречия во времени.
Разрешение противоречия в структуре
Разрешение противоречия в воздействиях

Рис.1.

Всего в рамках классических ТРИЗ-подходов разработано 11 способов разрешения противоречий, однако для решения большинства задач достаточно приведенных выше.

Покажем, как работают правила на примере изобретательской и научной задач.

Вот цитата из заметки, опубликованной в одном из журналов: «Каждый раз, оказавшись у мостового крана, я возвращался к этой задаче и каждый раз сталкивался с властным требованием практики — НАДО и не менее властным категорическим указанием теории — НЕЛЬЗЯ. Как сделать, чтобы оступившийся монтажник-верхолаз мог опереться на провисающий страховочный канат и не потерять равновесие? Чтобы канат стал жестким, его надо натянуть до металлического звона, до предела, но этого делать нельзя, так как импульсная нагрузка (падение монтажника) может разорвать предварительно напряженный канат. Как сделать канат и провисающим, и натянутым, и во всех случаях достаточно прочным? Так и бегала моя мысль по заколдованному кругу целых 12 лет, пока я не перешел от расплывчатой идеи к экспериментальной проверке. «

12 лет были потрачены зря! Надо было сразу формулировать противоречие: канат должен быть натянут и канат не может быть натянут. Разрешение противоречия во времени дает первую подсказку: в начале натянут — потом нет. Попробуем разрешить противоречие и в структуре: одна часть каната натянута, а другая — нет (Рис. 2).

Возникает новая задача: как реализовать подобную идею? Если не удается решить ее сразу, можно сформулировать новое противоречие: на участке F канат должен быть натянут и не может быть натянут.

После разрешения данного противоречия решение становится очевидным: концы петли скрепляются тонкой проволокой (или одной из прядей каната), которая порвется первой в случае падения монтажника.

Рассмотрим научную задачу. Из аналитической химии известно, что можно определять природу и концентрацию вещества (и даже нескольких веществ) в растворе по силе тока и приложенному напряжению. Однако со временем металлический электрод начинает взаимодействовать с раствором, что искажает результаты анализа.

Противоречие: электрод должен быть, чтобы пропускать ток для определения вещества, и электрода не должно быть, ибо с ним взаимодействует исследуемый раствор, что искажает результаты анализа.

Разрешение противоречия во времени дает идею: то поднимать, то окунать электрод. Но это явно неудобно. Продолжим разрешение в структуре: одна часть электрода взаимодействует с раствором, а другая — нет. Это легко сделать, если применить капельно-ртутный электрод — например, весь объем ртути заключен в стеклянную пипетку и с раствором взаимодействует лишь капля ртути в самом низу. Время от времени капля падает на дно ванны и ее заменяет новая капля. К подобному решению интуитивно пришел в 1922 году чех Я. Гейровский. Сейчас изобретенный им метод химического анализа получил название полярографии и широко применяется.

Итак, резюмируя изложенное, можно утверждать: изменение любой системы порождает ответную «реакцию» (а иногда удобнее говорить, что наше полезное действие изначально сопряжено с вредным — вспомним задачу о микроминиатюристах). Поэтому важно не избегать противоречий, что так свойственно обыденному мышлению, а обострять и разрешать их во времени, структуре и взаимодействиях.

ЗАДАЧА 28
Маломощная гусеница перемещает себя «по частям» — изогнутая часть гусеницы движется, а остальные звенья — нет. Какие правила разрешения противоречий «использует» гусеница?

ЗАДАЧА 29
На стройке часто можно увидеть форму для бетона — опалубку. Попросту говоря — большой ящик из досок по форме будущего фундамента. Внутрь опалубки зальют бетон. Когда бетон, как говорят строители, «схватится», опалубку нужно снять. Задача: как быстро разобрать ее на доски? Нужно разрешить противоречие: чтобы гвозди легко вынимались, их шляпки должны хоть немного торчать над доской, а чтобы гвозди надежно скрепляли доски — они должны быть забиты по самую шляпку.

ЗАДАЧА 30
Ювелирные украшения видели все. Но не все знают, как их делают. Прежде чем камень будет одет в красивую оправу из металла, заготовку распилят на тонкие плитки. Потом края каждой плитки шлифуют. Да вот незадача: плитка ломается. Да и держать ее неудобно. Сможет ли уважаемый Читатель найти решение по авторскому свидетельству на изобретение N 1255446?

— c рядом материалов по разрешению противоречий, написанных первым разработчком ТРИЗ Г.С. Альтшуллером, можно ознакомиться в электронной книге: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (распространяется бесплатно);

— более подробно о технике разрешения противоречий (в том числе и способами, не указанными выше) рассказано в Главе 13 и Практическом приложении 11, опубликованных в книге-методике: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение 8-е издание, СПб, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г., 406 c.

Читайте так же:
Монолит кирпич 25 этаж

Разбивание кирпичей в каратэ

Среди всех приемов разбивания предметов те, которые позволяют ломать кирпичи, — одни из наиболее интересных. Как и приемы разбивания камней, они придают новичку ощущение даже большей мощи. Разбивание кирпичей, как и все подобные приемы, требуют соблюдения правил, которые нельзя отделить от исполнения приема.

Довольно нетрудно однажды сломать один-единственный кирпич, но разбивание кирпичей как постоянная практика требует духовной силы и уверенности в себе. Если вы не обладаете подобной уверенностью, вы не сможете разбить ни кирпич, ни что-нибудь другое. Кирпичи, которые вы видите на этих фотографиях, — обычные японские красные кирпичи. Однако успех приемов разбивания существенно различен в зависимости от качества кирпичей, которые вы для этого используете. Мы лично сделали, однажды страшную ошибку, двенадцать лет назад демонстрируя в Мексике разбивание кирпичей и выбрав неверный тип кирпича. Лучший тип кирпича для сокрушительной техники Каратэ — это тот, который легок в руке и не звенит, когда вы стукнете его о другие. Избегайте того типа кирпичей, которыми американцы часто мостят улицы, потому что они тверды, как железо, и невозможно разбить их голыми руками. С другой стороны, обычные красные кирпичи вы сможете ломать по паре штук за раз. Даже новичок, если он достаточно упорно практикуется, может надеяться, что когда-нибудь станет способен сломать и целых три кирпича одновременно.

Те люди, которые могут на самом деле сломать сразу три кирпича ребром ладони, конечно, заслуживают права называться мастерами «руки-ножа». Любой, кто может сломать больше, чем два кирпича одним ударом, мог бы, вероятно, использовать ту же самую технику, чтобы перебить шею крупной собаке. И он мог бы также отрубить рог быку.

Мой собственный опыт показал, что можно сломать шею любой японской собаки одним ударом «руки-ножа». Я делал это не раз, хотя это и было уже несколько лет назад. То же самое я могу сказать и о бычьих рогах. Несмотря на нашу настойчивость и наличие надлежащего преподавателя, что обязательно для обучения Каратэ, мы должны тщательно изучить камень или кирпич, который собираемся ломать. Хотя сегодня число людей, занимающихся Каратэ, увеличилось, я был одним из первых, кто ломал шеи собак ребром руки и отрубил рога приблизительно у сорока быков, и поэтому лучше .других понимаю потребность в компетентных тренерах Каратэ. Возраст, конечно, дает нам опыт в технических навыках, но он также ведет к неизбежной потере силы и скорости, поэтому мы должны изучать методы разбивания предметов в наши молодые годы и под руководством хороших преподавателей. Хотя мы и не можем дать четкий математический анализ всех приемов, мы хотели бы объяснить их с точки зрения динамики. Другими словами, мы хотим объяснить их так, что даже новичок поймет это.

Когда мы только начинали изучать приемы Каратэ, позволяющие разбивать камни и кирпич, мы, конечно, испытывали некоторые сомнения относительно реальной мощи приемов Каратэ. Разумеется, до этого мы слышали о мастерах, способных разбить камень или кирпич, но еще не видели своими глазами ни одного реального примера. Наконец, после того, как мы нашли собственные методы разбивания предметов, мы показали их одному очень известному китайскому мастеру Кэмпо, и он воспринял это со страхом, смешанным с восхищением, хотя в нашем исполнении эти упражнения и не выглядели слишком легкими.

Конечно, любому легко идти по следам первооткрывателя. Кто угодно может добраться до Америки после того, как Колумб уже открыл этот континент, потому что повторить однажды сделанное открытие не так уж и трудно. Теперь, когда мы нашли свои способы разбивания камней и кирпичей и наши приемы широко распространились, любой здоровый человек сможет совершить это. Это, конечно, хорошо, но мы хотим указать, что даже правильно исполненный прием разбивания предметов может сломать вам кости.

Поздно будет спрашивать, как выправить запястье или вылечить вывих после того, как вы уже получите травму. Если вы будете достаточно часто практиковать разбивание предметов «рукой-ножом» не совсем правильным образом, вы заметите, с течением времени ваша рука деформируется, изменится цвет ее кожи и вы испытаете определенные неудобства.

1. Кирпич лучше разбивать на наковальне, которая должна быть насколько возможно большой в интересах устойчивости. Наковальню устанавливают примерно на высоте сиденья стула, а очень высокий человек может использовать наковальню на высоте своих коленей. Человек с быстрыми рефлексами нерва мог бы поставить наковальню и прямо на землю, но вернее все же будет установить наковальню на уровне чуть выше ваших собственных коленей. В одном конце наковальни кладут полотенце, свернутое примерно по ширине руки. Кирпич берут в руку, которую вы собираетесь использовать для его удержания, а полотенце используют для защиты тыльной стороны ладони от травмы. Обычно это левая рука, и она охватывает примерно треть кирпича.

2. Положите другое свернутое полотенце на кирпич в том месте, по которому вы намереваетесь ударить. Эта точка должна находиться чуть ниже центра кирпича. Место, в котором кирпич сломается легче всего, находится примерно в четырех девятых от его края. Покрепче ухватите верхнюю треть кирпича и поднимите его конец приблизительно на высоту одного пальца от наковальни.

3. Момент удара «рукой-ножом», ломающего кирпич. Если первым ударом вы не сломаете кирпич, переждите секунду-другую и попробуйте во второй и третий раз. Практически любой кирпич сломается на третьем ударе, а то и раньше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector